Касым хан Жанибекулы

Касым хан Жанибекулы История, Казахстан, Казахи, Казахское ханство, Касым, Длиннопост

В сети появилась казахстанская историческая картина "Рассвет Великой степи" режиссера Акана Сатаева о Касым хане. Его правление называют эпохой расцвета казахского ханства. Тимуридский и индийский правитель Бабур писал, что хан Касым крепко держал в своих руках государственную власть, султаны и беки были ему послушны. Мухаммед Хайдар Дулати сообщал, что войско хана Касыма насчитывает 300 тысяч воинов, а подданных у него было около миллиона человек. Народные предания связывают с именем хана Касыма создание свода законов «Қaсым ханның қасқа жолы», или «Проторенный путь хана Касыма». При этом исторических сведений о жизни Касыма сохранилось мало


Согласно родословной Абу-л-Гази, Касым-хан был сыном одного из основателей Казахского ханства — Жанибек-хана и являлся потомком тринадцатого сына Джучи-хана — Тука-Тимура. Точной даты рождения Касым хана историки не знают. Ученые предполагают, что он появился на свет в период 1445‒1455 гг.  Его мать Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд султана, единокровного брата Шейбани-хана согласно другим сведениям матери обоих ханов Шейбани-хана и Касым хана были родными сестрами. Согласно «Тарих-и-Рашиди» после Керей-хана власть в Казахском ханстве унаследовал его сын Бурундук-хан. В то же время в источниках, описывающих период правления Бурундук-хана, упоминаются также имена нескольких казахских султанов, среди которых наиболее авторитетным был сын Жанибек-хана — Касым-султан, который кочевал в районе озера Балхаш и реки Каратал. Впервые о нем упоминают в 1470 году. 

Реальное усиление личной власти Касым хана приходится на начало XVI в. Мирза Хайдар связал время усиления Касым султана со смертью его брата Адик султана, последовавшей вскоре после захвате Шейбани ханом Ташкента в 1503 г. В «Бахр аль-асрар» Махмуд  ибн Вали,  сообщает: «В это время Касым-хан с помощью и при поддержке мангытов завоевал господство над всей Кыпчакской степью и имел возможность совершать набеги и нападения на границы Ташкента и Туркестана».

В 1510 году, когда Шайбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара Дуглата «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук-хане. Но он (Касым) не хотел находиться поблизости от Бурундук-хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, означало бы возражать хану, а повиноваться, же ему душа не лежала, поэтому он и старался держаться подальше от Бурундук-хана». В 1510 году Бурундука изгнали из Степи, а Касыма официально провозгласили верховным ханом. 


В рукописи «Тарих-и Сафавие», написанной на  фарси, персидские историки величали хана Касыма «царем Дешт-и-Кипчака» (Великой степи).  Рукопись повествовала о том, как отряд казахских воинов помог правителю Мавераннахра, своему двоюродному брату Шейбани присоединить к себе иранский город Хорасан.

Мухаммад Шейбани, внук правителя и основателя государства кочевых узбеков Абулхайир-хана (1428—1468), писал Касыму письмо «аризе», оно начинается так: «Светлоликий, подобный лучу солнца, наследник короны и престола Чингисхана ибн хан Дешт-и-Кипчака Касым». Касым хан выделил отряд в восемь тысяч джигитов и Хорасан был взят.

Но такая дружба между родственниками длилась недолго: позже пути Касым хана и Мухаммада Шейбани разошлись. Шейбаниды считали себя претендентами на трон в Дешт-и-Кипчаке. Шейбани старался военными и экономическими мерами всячески противодействовать продвижению Касым хана в туркестанские города, не допустить казахов в Мавераннахар. Он также пытался отстоять присырдарьинские города в южной части Туркестана путем превращения этих территорий в барьер, отделяющий Мавераннахр от кочевых районов Восточного Дешт-и-Кыпчака.

Касым хан Жанибекулы История, Казахстан, Казахи, Казахское ханство, Касым, Длиннопост

Мухаммед Шейбани

Касым хан, в свою очередь, как и Шейбани, видел в присырдарьинских городах экономическую и военную опору своей власти над населением кочевых районов. Касым хан постоянно тревожил Шейбанидов в пограничных районах Туркестана и Ташкента. В ответ на его продвижение в Туркестан, зимой 1510 г. Шейбани хан предпринял наступление на улус Касым хана, находившийся в предгорьях Улытау. Этот поход оказался неудачным и окончился полным его разгромом, после которого Шейбани хан вынужден был вернуться в Мавераннахр.

Гибель Шейбани хана в конце 1510 г. и последовавшая за этим борьба правителей узбеков Шейбанидов с Тимуридом Бабуром отвлекли внимание постоянных соперников казахов от Туркестана. Касым хан не преминул воспользоваться этими обстоятельствами для укрепления своей власти над Южным Казахстаном. Вскоре под власть казахского хана перешел самый крупный город Присыдарьи — Сайрам. Он предпринял попытку овладеть Ташкентом.

В результате установившихся удачных отношений с правителями Могулистана, Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.

Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улытау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык (Урал).

Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство в правление Великого князя Василия ІІІ (1505—1533). Согласно описи царского архива, известно существование связей Касым-хана с московским царем Иваном ІІІ, однако их характер неизвестен.

История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна ещё и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 гг.).

По дате смерти Касыма существуют разночтения. По данным поздних авторов аль-Гаффари, Хасан бека Румлу и др. Касым хан умер в 930 году хиджры, т.е. в 1523-1524 гг. В грамоте от 10 мая 1521 г. осведомитель великого князя московского Василия Ивановича З. Зудов, который до этого четыре месяца находился в плену в Астрахани, писал в Москву: «А казатцкого царя Касыма сее зимы не стало …» Сообщение З. Зудова находит косвенное подтверждение в другом архивном документе – в грамоте великого князя  Василия Ивановича своему послу в Османской империи В.М. Третьяку-Губину. Летом 1521 г. московский князь наказывал своему послу: «Да Казатцкую Орду ему пытати, кто ныне в казакех государь и где кочует». В это время хан был уже в довольно преклонном возрасте (около 75-76 лет), поэтому, скорее всего смерть произошла от естественных причин.

По словам автора нач. XVII в. Кыдыргали Косын улы Жалаири, Касым хан скончался в г. Сарайчике, на берегу р.Урал. Похоронили его в древнем пантеоне золотоордынских ханов. Здесь, согласно Абу-л-Гази-хану, взошли на трон несколько ханов Золотой Орды, здесь же нашли свой последний приют его правители – Тохта и Джанибек. В российских архивах в 2019 году атыраускими учеными были обнаружены древние чертежи городища с ханской могилой. Эту же точку еще в 1840 году Жангир хан Бокейханулы отмечал как место, где захоронен хан. О точном месторасположении ханской гробницы с ее описанием сообщал ученый Алексей Алексеев в 1861 году. Он подробно исследовал этот вопрос и был уверен в своих выводах. Археологи считают, что найденное захоронение совпадает со всеми имеющимися данными по этому вопросу. Согласно последней версии, в этом месте находятся останки семи ханов, а один из них — Касым.  Для поисков и извлечения останков великого правителя потребуется перезахоронение кладбища, которое позже образовалось над предположительным местом ханского погребения.

Касым хан Жанибекулы История, Казахстан, Казахи, Казахское ханство, Касым, Длиннопост

Предположительное место захоронения Касым хана

Жена Ханык Султан Ханым родила супругу сыновей Хакназара и Мамаша. Когда дети выросли, они также стали ханами. Одна дочь, согласно фольклорным материалам, была замужем за знатным ногайским мурзой Шайх-Мамаем. Другая его дочь (имя ее тоже не приводится) была замужем за Шайбанидом Убайдулла-султаном. В предсмертном своде указаний об управлении империей Касым призывал не вести междоусобиц, но, к сожалению, его собственный сын Мамаш стал жертвой кровавых баталий за престол, правив всего около года.  Вплоть до середины XVII века в Казахском ханстве  усилились междоусобные столкновения среди феодалов, а также зависимость от Ногайской Орды и Могулистана. Правление Хак-Назара по было более удачным и продолжалось более 40 лет. После его смерти власть перешла к потомкам другого сына Жанибека - Жадика.

Лига историков

13.7K пост50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, на картах до 20 века обозначены только киргизские степи и Китай, о казахах ни слова. Да и письменности, в отличие от монголов, у них не было, откуда государственность и история? Если акыны из уст в уста, так это явная сказка, разве нет?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Для интересующихся такие карты есть в атласе «Uninterrupted History of Nationhood in Kazakhstan. The Kazakh State on European and American Maps of the XVI-XIX Centuries. Atlas». Что касается письменности, то вспомните о тюркской рунической письменности и арабском письме, используемом предками казахов с X в. Алфавиты часто заимствовуются  у более развитых соседей, кириллица у греков, монгольское письмо у уйгуров и т.д. При этом наличие своей письменности не гарантирует образование государства. Признаки государства по ТГП это единство территории, власть, налоги, армия и т.д.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я полностью согласен, что можно найти истоки дошедших до нас отголосков прошлого, и даже притянуть их к нынешним национальным образованиям. Но насколько это правдиво и насколько значимо в масштабах развития в т.ч. соседних народностей, а так же насколько аутентично проживающим на этой территории современным народам, затрудняются ответить даже современные археологи.

Мне думается главным аргументом в этом вопросе должны быть данные археологии по остаткам материальной культуры и письменные свидетельства соседствующих в искомое время государств. Тем более, что для создания и поддержания единства территории, власти, налогов, армии и т.д. необходима письменность (а значит и огромное количество документов ее представляющих, глиняных табличек с клинописью, папирусов и т.д.) и собственная денежная система, что так же должно находиться массово.

Вот с Римом или Монгольской империей все бесспорно в плане и самого существования и его масштабов.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку