Касимовские цари

Касимовские цари Касимов, Татары, Россия, История, Иван Грозный, Длиннопост

Тартарцы. Вацлав Холлар (1607—1677).

Касимовское «царство» - удельное владение татарских ханов в составе Русского государства с центром в г. Касимове. Центр Касимовского царства - г.Касимов (в совр. Рязанской области на р.Оке), основан в 1152 году под именем Городец-Мещерский, с 1474 года - Касимов. 

Первым владетелем этих земель был Касим-хан (1469+), сын казанского хана Улу-Мухаммеда, который перешел на службу к московскому великому князю Василию II Васильевичу Темному в 1446 году. Касимовское ханство существовало с 1446 года по 1681 год, т.е. более 230 лет. Во главе Касимовского царства стоял хан (царь) или султан (царевич). Он мог быть только мусульманином, т.к. татарское население ханства исповедовало ислам. С населения ханства в ханскую казну поступали налоги (дани и оброки). Их сбор осуществляли специальные чиновники (даруги). Контролировал доходы и расходы ханства вельможа, имевший должность казначея. Касимовские татары несли военную службу в составе российских войск. Во главе со своими ханами они активно участвовали практически во всех крупных войнах, которые вело Московское государство и в конце XV века и в XVI-XVII веках.

Касимовские цари Касимов, Татары, Россия, История, Иван Грозный, Длиннопост

Наиболее полно об эволюции социально-политической ситуации в Касимовском ханстве можно узнать в труде историка Б. Рахимзанова: "... В период XV-XVI веков Касимовское ханство в своем историческом развитии прошло путь от удела, созданного в Русском государстве по инициативе первого казанского хана Улу-Мухаммеда, напоминая россиянам о позоре суздальского поражения 1445 года, – до государства, являвшегося «династическим противовесом» Казани, своеобразным «питомником ханов» для казанского престола.

Во второй половине XVI века оно являлось дипломатическим козырем во внешней политике Московской Руси в отношении исламских стран. Тем не менее, в течение всего указанного периода Касимовское ханство оставалось островком государственности татарского народа (хотя и имевшим своеобразный – вассальный характер); исламским государством в пределах православной России..."

Касимовские цари Касимов, Татары, Россия, История, Иван Грозный, Длиннопост

Фрагмент карты «Описание Московии, России и Тартарии», составленной Энтони Дженкинсоном (Anthony Jenkinson) в 1562 г.



Касимовские ханы не все были значительными фигурами, однако некоторым удавалось умело лавировать между интересами крупных сопредельных государств Восточной Европы средних веков, пользуясь особым стратегическим положением и политическим местом удельного царства – Касимовского ханства. Все Касимовские ханы приносили Московскому государю присягу на верность. Делами касимовского ханства в Москве ведал Посольский приказ, что также свидетельствовало об особом статусе ханства, наличии некоторых признаков отдельного государства. На самом деле касимовские ханы оставались в полной зависимости от московских Великих Князей.

Москва была заинтересована в возведении на казанский трон лояльного по отношению к ней хана. Существование Касимовского ханства во главе с правителями-мусульманами показывала всем сопредельным странам, что Московское государство вполне лояльно относится к иноверцам. Это укрепляло позиции сторонников Москвы, прежде всего в татарских ханствах Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, а также в отношениях с Османской империей.

Всего на касимовском троне побывало 14 правителей. Все татарские правители Касимова были чингизидами, то есть прямыми потомками Чингисхана и его старшего сына Джучи, поскольку именно на территории его улуса возникла Золотая Орда. Иногда после смерти или отставки хана московское правительство не сразу успевало назначить в Касимов его преемника, тогда в городе на Оке возникало своего рода «междуцарствие». Примеры: 1610-1614 годы и, по мнению некоторых источников: 1532-1537 годы.

В зависимости от политических приоритетов Московского царства и текущей ситуации на ханский престол возводились представители казанской, крымской, астраханской, сибирской династии Чингизидов.


1. Касим-хан [1446(1447)-1467(1469)], первый хан казанской династии.

2. Якуб-хан (Ягуб) [1469(?)-1471].

3. Данияр [1471-1486], последний хан казанской династии.

4. Hyp-Давлет [?-1491], первый хан крымской династии.

5. Сатылган (Салтаган) [?-1508].

6. Джанай [?-1512], последний хан крымской династии.

7. Шейх-Аулияр [1512-? (по данным М.Худякова, он умер в 1516 году], первый хан астраханской династии.

8. Шах-Али [1516-1519, 1532-1540, 1543-?, 1546-1567].

9. Джан-Али [1519-1532].

10. Саин-Булат [1570-1573], последний хан астраханской династии.

11. Мустафа-Али [1573-1600], первый хан сибирской династии.

12. Ураз-Мухаммед Онданович [1600-1610].

13. Арслан-Алеевич [1614-1626].

14. Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) [1627-1679].

15. Фатима-Султан-Бинем-Сеитовна [1679-1681] –номинальная правительница.

Касимовские цари Касимов, Татары, Россия, История, Иван Грозный, Длиннопост

Касимовское ханство



Самые известные касимовские цари


Касим. Царевич Касим (до 1456 – около 1468), сын хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда. Царем-ханом он не был, но народная память наделила его этим званием, наверняка как основателя царства. Вместе с братом Якубом он активно проявил себя в военных походах на стороне Василия II на завершающем этапе «феодальной войны» и при отражении татарских

набегов.


Шах-Аллей. Царевич, потом царь Шах-Али б. Шейх-Аулияр (около 1516–1519, 1536–1546, 1546–1551, 1552–1567).Сын Шейх-Аулияра и Шах-Султан, брат казанского хана Джан-Али.  Принимал активное участие во внешнеполитических (дипломатических и военных) акциях Ивана IV на востоке и на западе – прежде всего против Казани и Ливонии.  В 1546 году при содействии посла — великого князя Евстафия Андреева — занял ненадолго казанский престол, но был изгнан Сафа-Гиреем. В 1552 году по требованию Ивана Грозного оставил казанский престол. Последней его женой в 1553 году стала Сююмбике ( правительница Казанского ханства (1549-1551) и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея).


Саип Булат. Царь Саин-Булат (до 1570–1573). В отличие от других касимовских вассалов, деятельность этого царя неоднократно и сравнительно подробно была освещена российскими историками XVIII – начала XIX в. О Саине-Булате Бекбулатовиче известно немногое. Он родился в семье хана Ногайской орды, был потомком Чингисхана, правнуком Ахмат-хана, известного хана Большой орды. В 1558 году, после падения Астраханского ханства, Саин-Булат перешёл на службу к московскому самодержцу. В 1560-х гг. царь назначил Саин-Булата ханом в Касимове — недавно созданном государстве под сюзеренитетом Российского царства. В 1573 году мусульманский князь перешёл в православие по желанию Грозного, женившего его на дочери князя Мстиславского.В 1575 году Иван Васильевич внезапно отрёкся. По его распоряжению татарина Симеона венчали на царство в Успенском соборе. Но официальный царский титул он не получил, став лишь «великим князем всея Руси». Симеон возглавил Боярскую думу; от имени князя издавались указы и жалованья. В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». При преемниках Ивана Грозного Симеон считался опасным претендентом на престол. При Борисе Годунове Симеон был ослеплен и сослан в отдаленную волость, Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре (1606), при Василии Шуйском Симеон выслан на Соловки. В 1612 году его вернули в Кириллов, а после воцарения Михаила Фёдоровича Романова — в Москву. Умер 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан», ныне могила утрачена.

Касимовские цари Касимов, Татары, Россия, История, Иван Грозный, Длиннопост

«Осколок» Касимовского царства — ханская мечеть с минаретом в Касимове. Наиболее древняя часть этого комплекса — минарет 1467 года постройки.

Ураз-Мухамед (1600–1610). Происходил из казахской («киргизской» в терминологии того времени) ханской семьи, был сыном султана Ондана и внуком хана Шигая, попал в Россию после пленения в Тобольске в 1588 г. Другие сыновья Шигая, Тауекел и Есим стали казахскими ханами. Когда Ураза доставили в Москву, ему было всего 16 лет. В 1590 году принял участие в походе царя Федора Иоанновича против шведов. В 1600 году царь Борис Годунов пожаловал Ураз-Мухаммеда троном в Касимове после Мустафы-Али. Обряд возведения на ханство Ураз-Мухамеда был совершен 23 мая 1600 г. Ему было тогда двадцать восемь лет. В эпоху Смуты на Руси касимовцы во главе с Ураз-Мухамедом находились в активной оппозиции к правительству Василия Шуйского, не имевшего популярности в народных массах. Касимов стал одним из сборных пунктов ратников, поддержавших восстание И.Болотникова. После поражения Болотникова касимовский царь Ураз-Мухамед со своими воинами примкнул к Лжедмитрию II. Но, почувствовав истинные его намерения, организовал против Лжедмитрия заговор. Немец-наемник Конрад Буссов, так же находившийся в стане Лжедмитрия, свидетельствовал, что Ураз-Мухамеда предал собственный сын. Лжедмитрий пригласил Ураза на охоту и тайком убил его, приказав тело бросить в реку. В лагере было объявлено, что касимовский хан сбежал. Но приближенные Ураза вскоре дознались до истины и затаили жажду мщения. 11 декабря 1611 г. Лжедмитрий отправился на прогулку за город; сопровождавший его ногайский князь Петр Урусов , по рассказу Буссова, неожиданно "выстрелил в сидевшего в санях Дмитрия, да еще, выхватив саблю, снес ему голову".

''Тушинский вор'' стал жертвой мести за казнь Касимовского царя, а Ураз-Мухамед сполна разделил судьбу России в смутную годину её истории, пав от руки Лжедмитрия II.В середине XIX века на Старопосадском кладбище в Касимове был обнаружен могильный камень с именем Ураз-Мухамеда (эпитафия гласит, что он был убит 22 ноября 1610 года). Вероятно, касимовским татарам во времена Смуты удалось отыскать в Оке тело своего предводителя, привезти в Касимов и похоронить.


Араслан-ибн-Али [1614-1626]. После воцарения Михаила Романова на касимовский юрт был поставлен представитель сибирской династии хан Араслан. В начале царствования Араслан-ибн-Али получил во владение посад Касимова, а также ряд сел Елатомского уезда. Особой прерогативой касимовского хана являлось право суда и сбора судебных пошлин, выступавшее одним из последних свидетельств былой самостоятельности касимовских владетелей: около 1615 г. право суда было передано

воеводе. Другими ограничениями властных полномочий касимовского правителя были лишение его права сбора податей с приезжих людей, живших в Касимове, а также ограничения в землевладении, ибо некоторые земли, ранее принадлежавшие посаду, во время Смуты пришли в запустение и были переданы церкви. Снижалась значимость касимовских служилых татар как боевого формирования, а касимовский хан, по сути, превратился в крупного помещика.


Сеид-Бурхан (Василий Арсланович) [1627-1679] После Араслана ханом в Касимове стал его сын Сеид-Бурхан, который правил номинально, так как после смерти отца все доходы и прерогативы были отписаны на московского царя и на содержание Посольского приказа, в чье ведение

было переведено Касимовское ханство. Новый правитель был еще более стеснен в

правах, а все административные функции выполнял воевода. Касимовским воеводам

было предписано не допускать контактов Сеид-Бурхана с иностранными подданными.

Важной вехой в истории Касимовского ханства, предварявшей окончательное прекращение его существования послужило крещение Сеид-Бурхана в 1655 г. После крещения хан, именовавшийся с тех пор Василием Араслановичем, оставался править Касимовым, что было грубейшим нарушением сложившихся в ханстве порядков. После принятия Сеид-Бурханом православия в ханстве начался процесс христианизации татарского и мордовского населения.

После смерти Василия Араслановича около трех лет ханство возглавляла его престарелая мать, с кончиной которой Касимовское ханство прекратило существование.

Лига историков

13.7K пост50.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Хочется конечно конкретики - являются ли касимовцы и поволжские татары одним народом? Какое отношение булгары имеют к касимовцам?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На мой взгляд, касимовцы это смесь родовитых татар со всех ханств, по переписям их было не больше 500-600. Булгары это все таки большая народность

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку