За что отлучили от церкви Дмитрия Донского, Рерихов и других известных людей
Отлучение от церкви навечно - одна из самых страшных вещей для верующего. Преданный анафеме больше не может получить церковного благословения и венчаться, но что страшнее для религиозного человека - не может также исповедаться и получить отпущение грехов, а также причащаться. В общем, ему закрывается путь в рай и к спасению души, потому что все его грехи остаются с ним и он больше не причастен к Богу. Анафеме предавали немало знаменитых людей, и порой сразу оптом.
Жанна д'Арк и Дмитрий Донской
Этих двух национальных героев и официальных святых, католическую и православную, объединяет один факт: их обоих, как говорят историки, при жизни предавали анафеме. Жанну даже вели на костёр в бумажной митре с надписью "Еретичка, вероотступница, идолопоклонница". Одной из формальных причин стало ношение мужской одежды. На деле через французских католиков Жанну наказывали англичане - ведь из-за неё они потеряли завоёванную было Францию.
Про Дмитрия Донского современные историки полагают, что его не просто не благословлял на бой Сергий Радонежский - они вообще находились в противостоянии, поскольку отец Сергий, как священник, естественно, поддерживал митрополита Киприана, а Киприан, похоже, князя отлучил от церкви.
Именно поэтому во всех ранних источниках, описывающих Куликовскую битву, Сергий Радонежский никак не упоминается. В историю битвы его внесли гораздо позже, для общего благолепия. В официальную историю версию с отцом Сергием ввёл Карамзин, которого больше интересовала патриотичность, чем объективность и реальность.
Дмитрий Донской находился в конфликте с митрополитом Киприаном, потому что хотел сам ставить угодных ему епископов.
А отлучили Дмитрий от церкви за то, что он буквально приказал побить митрополита Киевского и всея Руси Киприана, когда тот без княжеского спроса попытался въехать в Москву. Датой анафемы называют 23 июня 1378.
Сняли её с князя, скорее всего, уже посмертно, за совокупность заслуг перед родиной и сражения с нехристианами. Позже и Киприан, и Дмитрий были объявлены святыми - такая вот ирония судьбы.
Степан Разин и Емельян Пугачёв
Два легендарных предводителя "вольных людей" были одинаково отлучены от церкви, притом за одно и то же: за бунт против власти и чинимые во время бунта зверства.
Разин был предводителем Крестьянской войны, которую, по его словам, поднял против злых бояр, а не против своего доброго царя. Он призывал убивать дворян и приказных людей, другой политической программы у него, собственно говоря, не было.
Емельян Пугачёв же сам объявил себя добрым царём Петром III, спасшимся от убиения злой женой. Трудно сказать, действительно ли он собирался править всей Россией, но мятежные казаки под его началом захватывали область за областью с устрашающей скоростью.
Фактически это была война против всех дворян, хотя классовые теории Пугачёву известны не были - только обычная сословная ненависть к господам. Жертвой зверств становились, однако, и слуги дворянства, и порой простые крестьяне, и, конечно, захваченные в плен солдаты - которых к господам никак нельзя было отнести.
Католики и православные предали анафеме друг друга
Раскол христианской церкви на католическую и православную знаменовался официальным преданием друг друга анафеме. Это произошло в 1054 году. А в 1965 Папа Римский Павел VI и Патриарх Константинопольский Афинагор решили взаимную анафему снять. На практике это не даёт ничего, просто такой взаимный жест уважения: базовые противоречия между двумя христианскими церквями так и не сняты.
Венеция и Жатец
Хотя анафеме всё же обычно предают по одному, порой достаётся целым городам. Чешскому Жатецу досталось за поддержку еретика и бывшего священника Яна Гуса, создавшего собственное религиозное учение.
А Венецию отлучали от церкви аж шесть раз. Как ни странно, это совсем не было связано с тем, что в городе процветала официально поддерживаемая властями проституция, принявшая гигантские масштабы.
Причины находились всегда политические. В шестой раз власти Венеции решили проигнорировать анафему и под угрозам заставили священство города продолжать исполнять таинства по отношению к жителям. Теоретически, это могло привести к признанию венецианцев еретиками, но фактически в конечном итоге власти Венеции, используя деньги и немного дипломатии, как всегда, всё уладили.
Генрих VIII и Елизавета I
Король Синяя Борода (хотя, конечно, на самом деле рыжая) и его дочь также получили по анафеме от Папы Римского, но и ухом не повели: ведь отлучили их за принятие и продвижение протестантство, что значит, что они уже сами покинули католичество. Генрих VIII принял протестантство для укрепления своей власти в Британии, то есть, для того, чтобы ему даже сам Папа Римский был не указ. К моменту воцарения Елизаветы протестантами стали многие аристократы (до того, чтобы протестантство стало народной религией, было ещё далеко).
Поскольку предшественница Елизаветы и её старшая сестра королева Мария была известна гонениями на протестантов, то со стороны Елизаветы объявить, что она поддерживает курс своего великого отца, было отличным способом получить поддержку сразу множества пострадавших знатных семей.
А поддержка Елизавете была нужна - ведь на английский трон претендовала также её племянница, шотландская королева Мария Стюарт. Католики находили её кандидатуру более законной в связи с тем, что Елизавета была рождена в браке Генриха, не признанном католической церковью. В общем, большого выбора у Елизаветы не было: протестантизм делал её законнорождённой и давал широкий круг поддержки из числа обиженных её сестрой, а католичество - наоборот.
Елизавета и Генрих - тот случай, когда анафема - дело семейное.
Император и извращенец
Не всегда отлучали от церкви по политическим мотивам. Например, германского императора Генриха IV за это отлучили только один раз - когда он сам попытался низложить Папу Римского Григория. Из-за анафемы политические и торговые дела Великой Римской Империи, которой, собственно, и правил Германский император, оказались под угрозой, и Генрих лично явился в Ватикан, чтобы вымолить прощение.
Второй раз его отлучили, однако, за многократные изнасилования и организацию изнасилований, в том числе детей. Свидетельствовали против него его жена, Адельгейда, сестра Владимира Мономаха, и спасший её из этого ада пасынок Конрад. Рассказанное ими было настолько ужасно и масштабно по размерам, что новый Папа Римский Урбан счёл невозможным оставить извращенца и садиста в лоне католической церкви. Тем более, что Адельгейда и Конрад утверждали, что Генрих состоит в секте николаитов. Собственно говоря, возможно, последний факт оказался более весомым, чем изнасилования.
У Генриха IV с церковью не ладилось. Из-за личных особенностей.
Елена Блаватская и семейство Рёрихов
Мало кто знает, но эти знаменитые кумиры любителей мистики были отлучены РПЦ в девяностых годах. Фактически, с точки зрения церкви, произошла констатация факта: Блаватская и Рёрихи и так вели неправославный образ жизни, полностью отдавшись оккультизму; из православного в них был только факт крещения во младенчестве.
Кстати, Елена Блаватская была знакома со Львом Толстым, также отлучённым от церкви, и сильно повлияла на него: в некоторых его текстах можно найти чуть не прямые её цитаты. Был связан с Толстым и другой отлучённый от церкви, учёный Андрей Марков - за выступления в защиту Толстого, которые содержали нападки на священство.
В наше время
Хотя анафема кажется приметой очень давних лет, в наше время о ней порой можно прочесть в новостях. Так, Папа Римский Франциск официально предал анафеме всех членов мафии, поскольку их криминальная деятельность не просто разрушает человеческие жизни, но очень часто сопряжена со зверствами, о которых можно написать отдельную книгу. Особенно, когда речь идёт о современной работорговле: принуждении к проституции и принуждении к бесплатному труду завезённых далеко от дома людей.
В России недавно был предан анафеме журналист Олег Дементьев (к слову, атеист - но предание анафеме также означает невозможность покреститься, если он того захочет). Псковская епархия отлучила его от таинств за серию статей о Спасо-Елизаровском монастыре, который он обвинил в попытках незаконного присвоения земельных участков. В ответ журналист подал на Псковскую епархию в суд, утверждая, что объявление об анафеме причинило ему моральный ущерб.
История быта и искусств
1.9K постов6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников