Монастырь Шаолинь 100 лет назад

Монастырь Шаолинь 100 лет назад Шаолинь, Храм Шаолинь, Китай, Джет Ли, Длиннопост

Одно из первых фото монастыря, когда фотоаппараты добрались до монастыря.

Немногие знают, что основателем китайского монастыря Шаолинь был не китаец. Странствующий буддийский монах из Индии, известный под именем Батуо или Буддхабхадра, прибыл в империю Северная Вэй около 464 года н.э. Он проповедовал там в течение нескольких десятилетий, пока император Сяо-вень не приказал построить на горе Сун монастырь Шаолинь, назначив Батуо его первым настоятелем. Источники этого периода крайне немногочисленны, однако доступная информация позволяет полагать, что в первые годы своего существования монастырь, возможно, функционировал в качестве центра для переводов буддийских текстов на китайский язык.

В Китае говорят: «все боевые искусства возникли под небом Шаолиня». Но на деле это не совсем так. Даже в течение нескольких столетий после создания Шаолиня на территории монастыря не производилась боевая подготовка. Монахи могли участвовать в битвах, но не придерживались никакого особого стиля борьбы. Самые ранние записи о преподавании боевых искусств в монастыре датируются 14 веком. Настоящее развитие рукопашного боя в Шаолине началось лишь с 16 века.

Вопреки распространенному мнению, Шаолинь не обладает монополией на подготовку монахов-воинов. На самом деле он даже не является первым монастырем, в котором начали обучать послушников боевым искусствам. За столетия до возникновения Шаолиня другие китайские буддийские монастыри уже занимались подобной деятельностью. Сам же Шаолинь был изначально организован как мирный учебный центр.

Служители культов, совмещающие религию и боевые искусства, существуют во множестве культур по всему миру. В Индии довольно известной является древняя индуистская секта Нага Садху, состоящая из хорошо вооруженных воинов, преданных Шиве. Корейские буддийские монахи, также занимающиеся боевыми искусствами, называют себя Буль Кио Му Суль (буддийский храм боевых искусств). В прошлом их объединения были призваны сражаться за интересы государства во время чрезвычайных ситуаций. В Японии монахи-воины Сохэй когда-то обладали значительным могуществом и влиятельностью. Даже в Тибете было обнаружено несколько братств монахов-воинов под командованием Далай-ламы.

Известно, что Китай накрыла волна популярности Шаолиня после выхода фильма "Храм Шаолинь" 1982г. с Джетом Ли. В монастырь пришли молодые послушники. Правда, пришли они на пустое место.

Шаолинь, основанный еще в 495 году, был разрушен во время гражданской войны в 1928 году. С тех пор на этом месте жили не более десятка монахов. Придя к власти, коммунисты начали восстанавливать традиции. Компартия нуждалась в сильной и дисциплинированной армии. У Шаолиня был опыт, как и чему надо учить солдат. И тут грянул такой бум.

Быстро нашлись деньги. Построили новые здания. Появились школы боевых искусств.

Храм начал продавать лицензии на проведение экскурсий на своей территории, продажу сувениров и буклетов.

Если с 1972 по 1978 год здесь побывали 600 туристов, то лишь за 1984-й – больше 2,6 миллиона человек!

В 1998 году там сколотили собственную компанию. Это позволило зарегистрировать торговую марку “Монастырь Шаолинь”. Сегодня у храма – свидетельства о регистрации прав на 43 наименования товаров.

Монастырь Шаолинь 100 лет назад Шаолинь, Храм Шаолинь, Китай, Джет Ли, Длиннопост

Из интервью с Джетом Ли (1999):


-Много ли ты знал о Храме Шаолиня до того как начал сниматься в серии фильмов Храм Шаолиня?


-Не особо много. Мы знали только, что Храм Шаолиня ассоциировали с сильными, агрессивными внешними стилями ушу, подобно Удангу с его внутренними, спокойными формами. Кроме того, мы не знали много об истории Шаолиня. Когда мы туда прибыли в 1979 году для съемок первого фильма, храм и его основание были очень ветхими. Культурная революция закончилась всего несколько лет тому назад. Внутри ничего не осталось, лишь внешняя сторона здания, которая также была не в лучшем состоянии. Там жило всего 3 монаха. Один был аббатом, другой привратник и последний повар. И насколько мы знали, никто из них не имел каких-либо познаний в боевых искусствах и никто здесь не занимался ушу.


Однако после выхода фильма, храм стал известным, сначала в Китае, а затем и в других странах. К тому времени как мы вернулись 3 годами позже, храм изменился до неузнаваемости. Все дороги за 4-5 километров пестрили объявлениями Шаолиньского бизнеса всевозможных видов: Шаолиньская кола, Шаолиньское пиво, Шаолиньские сигареты… и школа за школой Шаолиньских боевых искусств. Какой контраст по сравнению с одиноким, заброшенным Шаолиньским храмом всего несколько лет назад!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не понял, этот храм реально сейчас занимается обучением, или это стало больше местом для привлечения туристов?

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже интересно. Если в 1979-ом по словам Джета Ли там было кучка монахов которые не умели в ушу, то кому там теперь преподавать "по старинным традициям"?
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это как русские неоязычники. Масоны скрывали древнее знание русов веками, но оно вновь было открыто великими деятелями ютуба.

2
Автор поста оценил этот комментарий

79-тый и есть «старинные традиции»

Автор поста оценил этот комментарий

Вчера смотрел докфильм про Китай, сейчас в основном настоящие школы сосредоточены в г. Данфэн в 15км от монастыря Шаолинь. Почти 100 тыс детей учатся в окрестностях города в военизированных школах-интернатах и параллельно изучают ушу. В самом монастыре проходят символический курс монаха и выдают сертификаты

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку