Фрунзик Мкртчян. Клоун с грустными глазами.
Фрунзик Мкртчян родился 4 июля 1930 года в городе Ленинакан (ныне Гюмри). Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке — вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли.
В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально—художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950—х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он — Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».
Его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен. Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии.
Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит—66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.
В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине также сыграла и его настоящая супруга, актриса Данара Мкртчян. После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину.
Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине семидесятых годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт. Много смешных реплик, ставших позже крылатыми - «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» и другие, - Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.
Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как—то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное». А Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит—66», признался: «Ты мне подарил солнце».
С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?»
В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ''Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ''Жена пекаря'' Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.
29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.