Продолжение поста «Христос Воскрес!»

В этом году разница между православной и католической пасхами составила 35 дней. Православная - сегодня, 5 мая, а католики свою отпраздновали ещё 31 марта. Такой большой временной интервал, как оказалось, довольно частое явление. К примеру, в период с начала тысячелетия до 2049 года он выпадает 12 раз, то есть в четверти всех случаев, примерно в трети Пасхи совпадают, чаще всего, в 40% случаев, между ними 7 дней, а самым редким вариантом является разница 28 дней, произошедшая единожды в 2021-ом и до 2049 более не встречающаяся.

И, что интересно, в этом году Пасха тоже должна была бы наступить на неделю ранее, то есть через 28 дней после католической, если бы не одно но, а, если быть точнее, то второе правило установления даты Пасхи, изложенное византийским канонистом Матфеем Властарём ещё в 1335 году в труде "Алфавитная синтагма". Гораздо более известны его 1-е, 3-е и 4-ое правила, согласно которым Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после весеннего полнолуния, к которому относится то, которое происходит после весеннего равноденствия. Всем известно, что датой весеннего равноденствия по любому, хоть по юлианскому, хоть по григорианскому календарю принято 20 марта (upd: меняется в небольших пределах год от года, в 2024-ом весеннее равноденствие наступило 20 марта в 03:06:21 utc), а транслируя 20 марта с юлианского на привычный нам григорианский получаем 2 апреля. У католиков в этом плане, по крайней мере в этом году, проще и быстрее: 20 марта равноденствие, полнолуние в этом году 25-го, а воскресенье 31-го. А вот юлианское равноденствие приходится на 2 апреля по григорианскому календарю, что, вкупе с другими правилами установления даты Пасхи, приводит не к двухнедельной разнице между датами Пасх, обусловленной разницей между календарями, так как первое полнолуние после 2 апреля выпадает аж на среду 24 апреля, а следующее за ним воскресенье наступает 28 апреля. Отпраздновали бы мы Пасху ещё неделю назад, но, увы, второе правило синтагмы гласит "не праздновать вместе с иудеями в один день", а 28 апреля находится аккурат внутри восьмидневного временного интервала празднования иудеями Песаха с вечера 22-го по ночь 30-го апреля. По текстам же Евангелий известно, что в первый день праздника Песаха, приходящегося на 14-ый день весеннего месяца Нисана по еврейскому календарю, был распят Христос. Вот, собственно, возможно, и причина второго правила синтагмы.

Мне, конечно, непонятны эти сложности и заморочки правил с целью, с одной стороны, привязать дату Пасхи к лунному еврейскому календарю, с другой стороны, сдвинуться от Песаха, но, как говорится, сложилось исторически, а нам просто приходится принять устоявшиеся традиции и воскликнуть в этот прекрасный день "Христос Воскрес!", а в ответ услышать "Воистину Воскрес!". Что может быть проще? Но и тут возникают сложности, потому что многие говорят поздравление не на современном русском, а на старославянском, в котором, как известно, не одна прошедшая форма глагола, а целых четыре: аорист, имперфект, перфект и плюсквамперфект. Восклицание "Христос Воскресе" относится к форме аорист, означающей действие непродолжительное, точечное непоторяющееся, действие, не соотносящееся с настоящим.

Имперфект обозначает действие длительное, повторяющееся, действие, завершившееся в прошлом.

Перфект обозначает состояние в настоящем времени, являющееся результатом прошедшего действия.

Плюсквамперфект обозначает прошедшее действие, образованное другим прошедшим действием.

И вот тут я не могу согласиться, что аорист гораздо более подходит. Однозначно можно утверждать, что не подходит имперфект, как обозначающий повторяющееся в прошлом действие, но с перфектом и плюсквамперфектом есть вопросы, ведь воскрешение могло быть только после распятия (плюсквамперфект), а празднование воскрешения Христа не могло бы быть сегодня, если бы не было установлено в прошлом самого события воскрешения (перфект).

Так как вопрос использования формы прошедшего времени, на мой взгляд, довольно спорный, то предпочитаю приветствовать в этот день просто "Христос Воскрес!", а отвечать, в зависимости от обращения, современным русским или старославянским аористом.

С праздником Свеилой и Великой Пасхи! Христос Воскрес!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

"Всем известно, что датой весеннего равноденствия по любому, хоть по юлианскому, хоть по григорианскому, календарю принято 20 марта, а транслируя 20 марта с юлианского на привычный нам получаем 2 апреля."

Не всем известно, а только тем, у кого каша в голове.

"По юлианскому календарю равноденствие считается случившимся 22 марта, но это неверное предположение — оно наступает на 13 дней раньше!
Читайте на Правмире: https://www.pravmir.ru/yulianskij-kalendar-oshibka/"

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Хорошо, я почитаю, когда будет время, но в предоставленной ссылке уже в первой строке ошибка, поэтому не уверен, что стоит это делать.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

"а транслируя 20 марта с юлианского на привычный нам григорианский получаем 2 апреля"

Имелось в виду, что "Равноде́нствие — астрономическое явление, когда центр Солнца в своём видимом движении по эклиптике пересекает небесный экватор" (https://ru.wikipedia.org/wiki/Равноденствие). Это данность. Это объективная реальность. Это нельзя транслировать, поскольку этому явлению глубоко плевать на принятую субъектами систему счисления.

Вы не согласны?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Естественно, равноденствие - это астрономическое явление, которое не зависит от принятой системы счисления, а в 2024-ом году оно наступило 20 марта по григорианскому календарю, следующее за ним полнолуние наступило 25 марта, а следующее за ним воскресенье - 31-го. Таким образом, в соответствии с 4-мя правилами назначения даты Пасхи, она должна была праздноваться именно 31 марта по григорианскому календарю и у католиков, и у православных. Это логично и понятно, но, увы, православная Церковь живёт по юлианскому календарю, в котором дата весеннего равноденствия не соответствует астрономическому событию, а условно принята 21 марта, которое соответствует 3 апреля по григорианскому календарю, поэтому дата ближайшего следующего полнолуния приходится на 24 апреля, а ближайшее за ним воскресенье на 28 апреля, а, так как 28-е попадает на еврейский Песах, то православная Пасха праздновалась 5 мая, в следующее воскресенье.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку