Зашел спор на тему «Имеют ли бои гладиаторов этрусское происхождение?»

Исходная статья здесь. А вот тут комментарий, который затрагивает тему этрусков, правда, в качестве аргумента было «это общеизвестно».

Но вернемся к нашему вопросу.

Гладиаторские игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика между I веком до нашей эры и II веком нашей эры. Христиане не одобряли эти игры, поскольку они были связаны с идолопоклонническими языческими ритуалами, и в V веке популярность гладиаторских состязаний снизилась, что привело к их исчезновению.

Ранние литературные и исторические источники редко сходятся во мнении о происхождении гладиаторов и гладиаторских боев. В конце I века до н. э. Николай из Дамаска считал, что они были этрусскими. Спустя поколение Тит Ливий писал, что впервые они были проведены в 310 году до н. э. кампанцами в честь победы над самнитами. Уже после того, как игры прекратились, писатель VII века н. э. Исидор Севильский вывел латинское слово lanista (управляющий гладиаторами) из этрусского слова "палач", а титул "Харон" (чиновник, сопровождавший мертвых с римской гладиаторской арены) - из Чаруна, психопомпа этрусского подземного мира. Это было принято и повторено в большинстве ранних современных стандартных историй игр.

По мнению некоторых современных ученых (см. их в библиографии ниже), переоценка изобразительных свидетельств говорит о кампанском происхождении игр и гладиаторов или, по крайней мере, об их заимствовании. В Кампании находились самые ранние известные школы гладиаторов (ludi). На фресках гробниц из кампанских городов Паэстум (IV век до н. э.) изображены парные бойцы в шлемах, с копьями и щитами, участвующие в погребальном кровавом обряде, который предвосхищает ранние римские гладиаторские игры. По сравнению с этими изображениями, подтверждающие свидетельства этрусских надгробных росписей носят предварительный и поздний характер. Фрески Паэстума могут представлять собой продолжение гораздо более древней традиции, приобретенной или унаследованной от греческих колонистов VIII века до нашей эры.

Ливий относит первые римские гладиаторские игры (264 г. до н. э.) к раннему этапу Первой Пунической войны Рима против Карфагена, когда Децим Юний Брут Скаэва распорядился, чтобы  три пары гладиаторов сражались до смерти на форуме "скотного рынка" (Forum Boarium) в честь своего умершего отца, Брута Пера. Ливий описывает это как "мунус" (множественное число: мунера), или дар, в данном случае памятный долг, который потомки должны были отдать манесу (духу, или тени) умершего предка. На генезис гладиаторского мунуса и различных типов гладиаторов наиболее сильно повлияла тема борьбы с главным врагом Рима — Ганнибалом, который поддержал Самниум (регион в Южной Италии. Сразу замечу — значительно вдали от исторического проживания этрусков) и последующие карательные экспедиции против самнитов со стороны Рима и его кампанских союзников. Таким образом, самым ранним, наиболее часто упоминаемым и, вероятно, наиболее популярным типом гладиаторов был самнит, который в последующем превратился в секутора. Думаю, что тип самнита вы вспомните сразу — короткий меч (гладиус), прямоугольный щит (скутум), поножи (окреа) и массивный шлем с маской.

Зашел спор на тему «Имеют ли бои гладиаторов этрусское происхождение?» Познавательно, Гладиатор, Рим, Древний Рим, Длиннопост

Повествование Ливия обходит стороной погребальную, жертвенную функцию раннеримских гладиаторских боев и отражает более позднюю театральную этику римского гладиаторского шоу: великолепно, экзотически вооруженные и закованные в броню варвары, вероломные и дегенеративные, побеждены римским оружием и мужеством. И первые из них именно самниты. По мере расширения римских территорий к ним присоединялись другие группы и племена. Большинство гладиаторов были вооружены и закованы в броню на манер врагов Рима. Гладиаторский мунус стал нравственно поучительной формой исторического действа, в котором единственным почетным вариантом для гладиатора было хорошо сражаться или хорошо умереть.

В 216 году до н. э. Марк Эмилий Лепид, покойный консул и авгур, в честь своих сыновей устроил трехдневные gladiatora munera на Forum Romanum с использованием двадцати двух пар гладиаторов. Десять лет спустя Сципион Африканский организовал в Иберии памятный мунус в честь своего отца и дяди, погибших в Пунических войнах. Высокопоставленные неримляне, а возможно, и римляне, добровольно становились гладиаторами. Контекст Пунических войн и почти катастрофическое поражение Рима в битве при Каннах (216 г. до н. э.) связывают эти ранние игры с благотворительностью, празднованием военных побед и религиозным искуплением военных бедствий. Кроме того, эти мунусы представляли из себя  форму морального воспитания в эпоху военной угрозы и экспансии. Следующий зафиксированный мунус, проведенный на похоронах Публия Лициния в 183 году до н. э., был более экстравагантным. Это были три дня погребальных игр, 120 гладиаторов и публичная раздача мяса (visceratio data) — практика, которая отражала гладиаторские бои в кампанской традиции, описанной Титом Ливием и позже осуждаемые Силием Италиком.

Восторженное принятие гладиаторских мунер иберийскими союзниками Рима показывает, как легко и как рано культура гладиаторского мунуса проникла в места, далекие от самого Рима. К 174 году до н. э. римские мунеры (частные или общественные), происходили повсеместно и имели относительно невысокую значимость и, возможно, были настолько обыденными и непримечательными, что их не считали достойными записи.

В 105 году до н. э. правящие консулы впервые предложили Риму попробовать государственные "варварские бои", которые демонстрировали гладиаторы из Капуи в рамках программы подготовки военных. Это зрелище пользовалось огромной популярностью. После этого гладиаторские состязания, ранее ограничивавшиеся частными мунерами, стали часто включаться в государственные игры (ludi), сопровождавшие крупные религиозные праздники. Если традиционные игры посвящались божеству, например Юпитеру, то мунера могла быть посвящена божественному или героическому предку аристократического спонсора.

Далее, произошел период расцвета гладиаторских боев и их упадок и полное исчезновение в VI веку после целого ряда неудачных запретов со стороны императоров Восточной Римской империи. Но это, как говорится, совсем другая история.

P. S. Если нужны выводы — извольте. Оснований для этрусского происхождения гладиаторов и гладиаторских игр/боев не в пример меньше, чем для утверждения о их кампанском происхождении, включая на основе не только работ современных исследователей, но и материальных художественных и исторических памятниках.

Библиография:

Edwards, Catherine (2007). Death in Ancient Rome. New Haven, Connecticut: Yale University Press.

Futrell, Alison (2006). A Sourcebook on the Roman Games. Oxford: Blackwell Publishing.

Potter, David Stone; Mattingly, D. J. (1999). Life, Death, and Entertainment in the Roman Empire. Ann Arbor: University of Michigan Press.

Welch, Katherine E. (2007). The Roman Amphitheatre: From Its Origins to the Colosseum. Cambridge: Cambridge University Press.

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

И где вы, что-то опровергли об происхождении гладиаторских боёв от этрусков? Там варианты заимствования гладиаторских боёв римлянами или напрямую от этрусков или через тех же кампанцев, которые переняли эти бои у этрусков.

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему русские не переняли лезгинку у грузин? Наверное потому, что это в живут эти народы в некотором отдалении. Или почему жители Новгорода не разговаривали на финно-угорском? Совсем же рядом! Взяли и переняли бы и ещё бы не лаптях ходили, а чуни. Для древнего мира расстояние несколько десятков километров было далековато. Плюс посмотрите карту расселения этрусков и самнитов. Кампанцы были союзниками Рима. С этрусками они не воевали, а воевали с самнитами, коих и победили. Но в статье это есть. Вы что-то не ухватили. То, что смогло смешать какие-то традиции — это Рим и его экспансия. Что касается выводов, я не стал их помещать в конце. Но, мне представляется очевидной, именно, неверность, а точнее голословность тезиса моего оппонента и некорректность манеры аргументации в виде фраз «это общеизвестно», «да навалом доказательств», «грош вам цена, если не можете посмотреть».

раскрыть ветку (16)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Про что вы пишите? Этруски даже на каком-то этапе захватывали Рим. В Риме была даже этрусская царская династия. Поэтому, как то вообще не удивительно что римляне всячески открещивались от этрусского наследия. Для римлян это не самый героический период. Вас задела категоричность предыдущего оппонента, и вы решили переписать историю?

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

У меня схожие вопросы. Но они риторические, так как все понятно. Вы спутали века и народы. И римской историей не владеете.:( Но категоричность присутствует. Если уж на то пошло, по одной из легенд (ничем не подверженных), этруски и основали Рим. Захватить они его не могли. И римлян тогда не было! Были латины из региона Лацио. Я не буду повторять написанное мной в комментариях. Про династию Тарквиниев, я уже написал. Источник о ее существовании поздний - на 250-300 лет поздний…

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Категоричность зашкаливает.

Захватить они его не могли.

Что так? Рим это непреступный город? Нет об этом пишут

латины из региона Лацио.

Ну они не могут ничего приукрасить.

К примеру в греческих источниках нигде не пишется, о захвате Афин в тёиные века. Но археология показала , что город был захвачен и сожжён и уменьшился в разы после этого.

Но это всё риторически. Ведь только ваше видение истории правильное.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

«К примеру в греческих источниках нигде не пишется, о захвате Афин в тёиные века. Но археология показала , что город был захвачен и сожжён и уменьшился в разы после этого».

Второй тезис, увы, даже и не понятен. При чем тут Афины и Темные века. Темные века — это образное выражение для Средневековья. Но как и многие другие такие многозначные понятия и гордые имена правителей и королей в Средневековье его не использовали. Если «отец истории» грек Геродот для вас не греческий источник, то тут «дискуссию» можно заканчивать. Он описывает и первое разрушение Афин Ксерксом в 480 году до н.э. (Вы вероятно увидели эту дату и подумали, что это в нашу эру. Бывает!) и второе полное разрушение и сожжение Афин Мардонием, который «сжег Афины и полностью разрушил, разрушил все стены, дома и храмы, которые остались стоять» где-то летом-осенью 479 года до н.э.

Это действительно все риторические замечание, так как у вас отсутствуют знания по истории.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Темные века Греции (или железный век, гомеровский век), 1100-800 гг. до н.э. Какое средневековье? Великий вы наш знаток истории. Ну теперь понятно почему для вас и этруски "тёмное" пятно.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

🤣

Автор поста оценил этот комментарий

Геродота вы предпочли не замечать... Сконцентрировались на чем удобно. Я, конечно, вас «ткнул» в темные века. Удивился, что источников по разорению и сожжению Афин у вас нет. Так или иначе война с персами, и разрушения и сожжение Афин и темные века разделяют века-века. Посмотрите сами на даты которые вы написали. Правильно написали, а потом посмотрите Геродота или что вы там читаете. Или, на худой конец, даты в моем комментарии! Ничего не озадачивает? Вы же все и тут перемешали на отдельно взятой территории. Мне не очень нравится ваш тон и обвинения, как и не нравились совершенно необоснованные не аргументированные обвинения предыдущего невоспитанного дилетанта. Пока вам двойка. Я вам, больше скажу, Assassin Creed — никакой не исторический источник, хотя даже там есть тема пожара Афин. 🤣

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы перемешали всё в кучу Геродот это уже классическая Греция. Вы собираетесь изучать тёмные века по Геродоту???? Серьёзно???? Вам вообще по видимому сложно, что объяснить. Вы видать нарисовали в своём мозгу, своё видение истории. Всё что от вашего видения истории отличается вы не воспринимаете. И с чего то думаете, что люди вокруг вас узнают историю из игр? Почему с вами общаются не воспринимая серьёзно? Так вы так себя поставили.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

хотя бы потому, что я доктор наук, профессор, а ваши «системные» знания в рекламе уже не нуждаются. Выводы из фразы «Я вам, больше скажу, Assassin Creed — никакой не исторический источник, хотя даже там есть тема пожара Афин» не равно вашему выводу облеченному в вопрос «И с чего то думаете, что люди вокруг вас узнают историю из игр?», так как это совершенно не то, что представлено в моей фразе. Тем не менее, извольте, растолкую: я говорю, что даже там (в игре АС: Одиссей) есть информация про сожжение Афин, если Геродота не посмотреть. Про «темные века» Грецию и Афины мы уже выяснили. Опять вы все смешали. Хорошо, что про дорийцев и ахейцев не говорим! Век туда, тысячилетие сюда — все было как вчера. У вас же и с этрусками и Римом так было. Цитировать это, я, конечно, не буду. Не знаю, честно, что вы прочитаете и какие выводы сделаете. Из прочитанного точно никаких. Ну, перечитайте уже раз-другой…Может таймлайн где-нибудь найдете, сопоставите вековые временные лакуны…перестанете выдавать раз за разом ничем не поддержанные тезисы и, по большому счету, неприемлемые для дискуссии вещи и оскорбления.

Автор поста оценил этот комментарий

🤔Цитирую вас: 1. «К примеру в греческих источниках нигде не пишется, о захвате Афин в тёиные века. Но археология показала , что город был захвачен и сожжён и уменьшился в разы после этого». 2. «Темные века Греции (или железный век, гомеровский век), 1100-800 гг. до н.э.»

Ответ: Афины основаны в 508 году до нашей эры.

Вывод: До свидания!

P.S. Юпитер, ты, сердишься — значит, ты не прав! 😉

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это клиника. Это не лечиться. Да пока, не забудь на ночь таблетки выпить, вдруг помогут.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Это не категоричность, а ирония. А вот вы продолжаете все путать. По тезису: Захватить его они не могли. Это было ироничное замечание. Так как, повторюсь и разъясню вам, по некоторым легендам, они сами его и основали и соответственно, Рима, чтоб его захватывать не было. Нечего захватывать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку