Как появились гладиаторские бои

История гладиаторских боев звучит так…В 264 году до н.э. римский патриций по имени Брут Пера сделал предсмертное распоряжение, чтобы два его сына заплатили за бои, которые должны были состояться на рынке в день его похорон.

Как появились гладиаторские бои Древний Рим, Гладиатор, Традиции

Источник: shatterstock.com

Менее чем через сто лет такие состязания или munera (это латинское слово, кстати, во множественном числе ; в единственном оно звучит как munus ) стали обычным явлением, а участники боев, как правило, были рабами организатора. Так, в 174 году до н.э. 74 человека были выставлены друг против друга в кровавом поединке, который проходил в течение трех дней .

Со временем мунера расширилась и стала включать в себя такие зрелища, как венатио (venatio) — охота на экзотических животных, привезенных со всех территорий, принадлежащих Риму. В этом состязании участвовали специально обученные венаторы. В этом мрачном действе была своя символическая сторона: львы, тигры и другие хищные животные должны были символизировать дикарей и «варваров», которых покорил могущественный Рим. Интересно, что у монголов тоже был подобный ритуал охоты.

По мере того, как Рим становился всё могущественнее и богаче, патриции придумывали всё новые и новые способы увековечить свое наследие. Всё чаще в своих завещаниях они предусматривали проведение подобных погребальных состязаний. По сути, погребальная служба в сочетании с кровавыми поединками стала больше политическим заявлением, которое должно было подчеркнуть величие усопшей особы и влиятельность его семьи.

Как появились гладиаторские бои Древний Рим, Гладиатор, Традиции

Но это имело и обратную сторону. Римский народ быстро избаловался. В результате скупость или пренебрежение в отношении таких «ожидаемых» зрелищ со стороны или воли умершего патриция, или членов его семьи часто оборачивалась недовольством простых граждан Рима. Один случай в история Рима наглядно иллюстрирует гедонистическую избалованность римлян подобной традицией. Во время правления императора Тиберия похороны одного из его центурионов были прерваны толпой, требовавших погребальных игр. Ситуация вскоре переросла в бунт, и императору пришлось послать свои войска для подавления беспорядков. Со временем ритуальная составляющая поединков стала уходить на второй план и munera стали формой добровольного вклада богатых и влиятельных римлян в развлечение граждан и поддержание благосостояния Рима. Кстати, из munera появились не только гладиаторские бои, как форма развлечения граждан, но и более сложные вещи, связанные с организации этого массового кровавого развлечения, а, именно, такие как бюджет, налоговая система, системы общественных работ, охраны правопорядка и снабжения армии.

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий

Как можно было рассказать о происхождении гладиаторских боев и ни разу не сказать об этрусках, пропустив целую тысячу лет развития этого явления?

У этрусков была похоронная традиция, во время погребальной тризны по кончине знатного человека устраивались специальные ритуальные поединки, часто заканчивавшиеся смертью, то есть жертвоприношением богам.

Именно эту традицию римляне постепенно переняли, развили и превратили в гладиаторские бои.

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий

При этом, как помнится, у римлян гладиатура тоже оставалась не только развлечением, но и обрядом с религиозной значимостью. Регулярные превентивные жертвы, да.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно, это не просто спорт, это религиозный обряд в первую очередь, принесение жертвы.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

К слову, вот тут я не полностью уверен, насколько правда - может, подтвердите или опровергнете - но читал, что гладиатор с момента попадания в собственно гладиаторы, считался уже мертвым. Посвященным тому свету, и уже мертвым, только еще не улегшимся окончательно.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Отчасти конечно, они переходили в разряд тех чья смерть умилостивит богов и поддержит нормальный порядок вещей.

2
Автор поста оценил этот комментарий

С интересом почитаю. Это же сообщество «Лига историков». Можно только аргументированно и желательно с источниками. Только вы, надеюсь, понимаете, что этрусский период был до VI века до нашей эры, если мы поверим, что Тарквинии были представителями этрусских царей. Тем не менее, время правления Тарквиния Гордого зафиксировано через 300 лет после него. Про этрусских гладиаторов у Квинта Фабия Пиктора нет. Да и не изобретен ли был тиран Тарквиний, поправший честь Лукреции, чтоб показать какой хороший (я утрирую) республиканский строй. Значит есть какие-то другие источники. Так на этрусков можно что угодно, извините, натягивать. Например, сказать что они изобрели корриду или гимнастику на «коне» или, точнее, быке. Но этому хотя бы есть материальные исторические источники и богатая фантазия, которая может сказать, да, на этой фреске изображена прото-коррида. А вашему утверждению про этрусков как создателях гладиаторских боев какие? Честно, очень интересны аргументированные утверждения.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Накоплен богатый археологических материал по погребальным поединкам этрусков, есть детальные изображения на глиняных сосудах.

Если честно, нет никакого желания пересказывать вам все, что известно любому человеку, интересующемуся этой темой.

Если вы не в состоянии самостоятельно найти исторические исследования по теме, то грош вам цена, так тому и быть.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот и хамство. Быстро же в этом сообществе до этого доходит. А так не убедительно. Достаточно одной лишь фрески или изображения на глиняном сосуде. Я уже не говорю про авторов, которые про это пишут. Дилетантизм, увы, непроходимый. Кто получал систематическое историческое образование, книгу без ссылок на архивы или другие работы и читать не будет. То что вы написали в первом комментарии — чуть лучше чем у некоторых других: где-то читал, это известно и прочее, и прочее. За слова надо отвечать, а не скрываться за оборотами речи «нет желания», «это общеизвестно». История как наука строится на исторических и археологических источниках и на дополнительных исторических дисциплинах. Но вы даже третичных источников не явили. Аргументация на двойку. Экзамен бы вы не прошли. Да и зачет не получили. Я и говорю — двойка вам!

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я встретил аналогичный разбор с этрусским происхождением у Андрея Валентинова, который как раз-таки профессиональный историк. Из указаний на происхождение - хотя бы название "Харун" для человека с молотом, убиравшего тела убитых гладиаторов с арены. Это то, что вспоминается сходу.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Нет никакого хамства, есть констатация факта.

И да, я не ставил себе целей вас убедить или переубедить, мне это совершенно неинтересно. Вы свободный человек, можете ничего не читать и не изучать, оставаться в неведении - ваш сознательный выбор.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Видите, вы даже своего хамства не замечаете…:( А вы меня младше на более, чем 20 лет. И в том-то и дело, что никакой констатации факта нет. Есть эмоциональное высказывание, которое обвиняет меня не знании темы. Но ваш последующие комментарии говорят, что тему на знаете вы. То, что вы написали просто голословно и как раз из разряда «где-то читал»…

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Пока вы пишите эти обиженные, бесполезные и никому не нужные комментарии, давно могли бы найти все необходимые источники. Распоряжайтесь временем разумно, для настоящего исследователя оно дорого.

Если я на самом деле вас обидел, то приношу извинения, не ставил себе таких целей.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Н-а-п-и-ш-и-т-е!

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это общеизвестно.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Двойка вам! Так что угодно можно аргументировать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку