Как появились гладиаторские бои
История гладиаторских боев звучит так…В 264 году до н.э. римский патриций по имени Брут Пера сделал предсмертное распоряжение, чтобы два его сына заплатили за бои, которые должны были состояться на рынке в день его похорон.
Источник: shatterstock.com
Менее чем через сто лет такие состязания или munera (это латинское слово, кстати, во множественном числе ; в единственном оно звучит как munus ) стали обычным явлением, а участники боев, как правило, были рабами организатора. Так, в 174 году до н.э. 74 человека были выставлены друг против друга в кровавом поединке, который проходил в течение трех дней .
Со временем мунера расширилась и стала включать в себя такие зрелища, как венатио (venatio) — охота на экзотических животных, привезенных со всех территорий, принадлежащих Риму. В этом состязании участвовали специально обученные венаторы. В этом мрачном действе была своя символическая сторона: львы, тигры и другие хищные животные должны были символизировать дикарей и «варваров», которых покорил могущественный Рим. Интересно, что у монголов тоже был подобный ритуал охоты.
По мере того, как Рим становился всё могущественнее и богаче, патриции придумывали всё новые и новые способы увековечить свое наследие. Всё чаще в своих завещаниях они предусматривали проведение подобных погребальных состязаний. По сути, погребальная служба в сочетании с кровавыми поединками стала больше политическим заявлением, которое должно было подчеркнуть величие усопшей особы и влиятельность его семьи.
Но это имело и обратную сторону. Римский народ быстро избаловался. В результате скупость или пренебрежение в отношении таких «ожидаемых» зрелищ со стороны или воли умершего патриция, или членов его семьи часто оборачивалась недовольством простых граждан Рима. Один случай в история Рима наглядно иллюстрирует гедонистическую избалованность римлян подобной традицией. Во время правления императора Тиберия похороны одного из его центурионов были прерваны толпой, требовавших погребальных игр. Ситуация вскоре переросла в бунт, и императору пришлось послать свои войска для подавления беспорядков. Со временем ритуальная составляющая поединков стала уходить на второй план и munera стали формой добровольного вклада богатых и влиятельных римлян в развлечение граждан и поддержание благосостояния Рима. Кстати, из munera появились не только гладиаторские бои, как форма развлечения граждан, но и более сложные вещи, связанные с организации этого массового кровавого развлечения, а, именно, такие как бюджет, налоговая система, системы общественных работ, охраны правопорядка и снабжения армии.
Лига историков
13.8K пост50.7K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения