Теория и практика

Т.н. пробуждение сознания в быту имеет две части, теоретическую и практическую.

Первая, в общем, не обязательна, но для создания твердой основы весьма желательна. Она очень простая, все ее знают: когда вы отправляетесь, например, мыть голову, на самом деле это происходит не потому, что вы сами так решили.

Конечно, можно сказать, что итоговый импульс "принадлежал" именно вам, как сознательный выбор одного из множества возможных вариантов. Но если посмотреть внимательно, именно этот выбор у вас случился не из пустоты же, а потому что работа, потому что социальные условности, потому что косметическая промышленность, потому что эволюция, потому что "Зона Златовласки", потому что несколько физических констант совпали, потому что закон больших чисел, потому что Большой Взрыв — короче, при минимальном интересе можно найти миллионы всяких параллельно и последовательно сработавших абсолютно случайных "как" и "почему", с железной неизбежностью вызвавших именно такое действие именно в этот момент времени.

Другими словами, если любой "произвольный" чих вызывается такой кучей причин в прошлом и настоящем, идея существования отдельного персонажа, принимающего решения и воплощающего их в действия, оказывается обычным допущением.

Мало того — само существование действий, при отсутствии того, кто бы их делал, несколько теряет в правдоподобии.

Во-первых, если нечто происходящее является, в конечном счете, простым следствием ВСЕГО, рассматриваемого в конкретной точке пространства-времени — без связанного с этим действователя это совсем необязательно воспринимать таким уж прямо событием.

И во-вторых, для того, чтобы из непрекращающегося цельного процесса что-то вообще увидеть в качестве "действия", вокруг него приходится так или иначе провести воображаемую границу, выделить какой-то фрагмент в качестве объекта, оставив всю прочую паутину взаимодействий фоном.

И вот, ЗНАЯ все это и умея при случае объяснить, себе и другим, вы просыпаетесь утром, ВЫ целуете жену или мужа, ВЫ играете со своими детьми, ВЫ работаете свою работу состоящую из множества ВАШИХ действий и решений, ВЫ возвращаетесь домой или заезжаете в ресторан... И так каждый день, с утра до вечера.

И каким-то образом не умираете от смеха. Все очень серьезно у вас.

Не назвать ли это одной сплошной непрекращающейся практикой усыпления сознания?

Так вот, о практике.

На примере мытья головы это получается особенно наглядно. Поймайте себя именно в тот момент, когда вы к этому действию приступаете. И вместо того, чтобы привычно витать в облаках, параллельно воспроизводя весь этот транс с "я включаю воду, я настраиваю температуру, я беру шампунь, я зажмуриваюсь" и проч. — посмотрите ЗАИНТЕРЕСОВАННО, что заставляет вас считать, что вся эта мелкая и крупная моторика и все сопровождающие ее ощущения принадлежат вам.

Посмотрите, в каком месте намыливаемой головы вы находитесь, ЧТО конкретно и КАК именно вы делаете, чтобы все эти привычные движения происходили. Наконец, ГДЕ вы по-настоящему в этот момент себя ощущаете. И в качестве чего.

Если одновременно со всем воспринимаемым — и помимо него, "внутри" и "снаружи" — удалось заметить свое неподвижное присутствие, не имеющее ни центра, ни собственных отличительных признаков, но абсолютно реальное и совершенно нормальное, практическую часть можно считать удавшейся.

Всё, что остается, — возвращаться к этому себе всякий раз, когда заметили, что опять являетесь кем-то, делающим что-то.

Ом-ча-ча!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Это хорошо, что вы пытаетесь найти себя, но вы неправы в том, что искать надо там, где вы предлагаете. Ищите не в привычных ежедневных макросах, а в неожиданных ситуациях, когда реакция не отработана до автоматизма. Удачи

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку