Обзор хоррора «Alan Wake 2»

Эксперимент, в котором Сэм Лейк перевернул с ног на голову привычное повествование в видеоиграх и переосмыслил собственное творчество.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

В темной комнате, затаившейся в неведомых складках небоскреба, мужчина фанатично стучал по печатной машинке, а она несколько недель к ряду возвещала об окончании очередной строки характерным щелчком. Уже и не счесть, сколько их было — десятки иль сотни тысяч, — но каждый таил звенящую тревогу перед неотвратимым будущим.

Когда писатель только садился за работу, на улице кипела жизнь. Манхэттен полнился весенним светом, резкими запахами и суетящимися людьми. Одни спешили насладиться собственными жизнями, но не находили времени даже на сон, другие — прятались в подворотнях и выискивали в толпах судьбу, которая норовила полакомиться их сердцами.

Теперь же мужчина пребывал в одиночестве. Солнце покинуло пустые улицы, а в комнате не было ничего, кроме стола и меловой доски, исписанной таинственными символами. Снаружи царила тьма, а окна небоскреба облизывали соленые воды — мир шел ко дну. Когда печатная машинка споткнулась о смелую идею и замерла, в комнату проник скрежет. Он неотвратимо нарастал, пока не оформился в различимое: «Сами Ярви, проснись».

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

До того, как мужчина устроился перед печатной машинкой, он успел прожить не одну жизнь, и каждая, под стать эпизодам пестрого романа, была озаглавлена разными именами. Еще недавно его знали как Алекса Кейси — смурного детектива полиции, который хотел спасти собственную семью, а в придачу каждого приличного нью-йоркца, коих можно пересчитать по пальцам неумелого мясника.

Но, как и подобает главному герою фильма нуар, детектив пошел на дно. Вслед за десятками убитых, стонущим под непогодой городом и неподъемными обломками надежды. Острыми кусочками его расколовшаяся жизнь выскользнула сквозь пальцы, оставив позади лишь кровоточащие борозды. И никакого намека на надежду или выстраданное спасение.

«Я получал что-то, ничего не давая взамен. Это только отсрочило предъявление счета. Счет всегда приходит. На это, по крайней мере, можно твердо надеяться»
— Эрнест Хемингуэй, «И восходит солнце»

Вопреки мрачным метафорам и безнадеге, в которой остервенело барахтался Алекс Кейси, в ту пору он был полон энергии и злости, двигавшей историю вперед. Пусть со скрипом и ценой жизни как самых близких, так и желанной femme fatale, его путешествие закончилось точкой. Кровоточащей и саднящей при каждом движении, но все же в ней таилось иллюзорное успокоение.

Оставив надломленного детектива, Сами Ярви облачился в новый облик. На этот раз он прикинулся известным писателем, который попутно с цветущей карьерой боролся с собственными демонами. Измученный вспышками гнева и алкогольной зависимостью, неспособностью писать и прогрессировавшей на их фоне депрессии, Алан Уэйк отправился в захолустный Брайт-Фолс.

Его жена верила, что в окружении пышной природы и сведенными к минимуму раздражителями к нему вернутся покой и вдохновение. Новые идеи забьют фонтаном, и отборная проза бурным потоком бросится на бумагу. Но Алан Уэйк писал хорроры, а не детские сказки, поэтому сам стал заложником кошмара.

Безмятежный отдых обернулся кровопролитной борьбой света и тьмы. И это не было метафорой — писатель буквально противостоял густому мраку, что охотно бы поглотил само солнце. Сами Ярви заставил своего героя пережить невиданные потрясения и заточил на ужасающие 13 лет на дне океана Колдрон. Пришла пора попробовать нечто новое.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

За годы работы Сами Ярви, более известный как Сэм Лейк, обзавелся увесистым саквояжем с рассказанными историями, каждая из которых существовала в обособленном пузыре. Мона Сакс не подозревала о существовании Томаса Зэйна, а разбушевавшимся теням не было дела до валькирина и разборок между криминальными группировками Нью-Йорка.

Вопреки расплывчатым намекам, каждый из миров жил по собственным законам, выведенным в соответствии с определенным жанром. Так продолжалось до появления Федерального Бюро Контроля — секретной правительственной организации, куда волей случая угодило новое альтер эго Сами Ярви. В этот миг произведения финского поклонника кофе дали трещину.

Идеи, герои и особенности повествования далеких друг от друга вселенных стали частью цельного пространства. Они начали заполнять доселе недоступные лакуны — осторожно размывая свои границы и становясь частью чего-то нового. Вот только это хаотичное смешение оказалось пробой пера — при работе над «Alan Wake 2» Сами Ярви отправился в паломничество по переосмыслению собственного творчества.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

После 13-летнего заточения в лимбе, у которого не было ни начала, ни конца, Алан Уэйк потерял всякую связь с реальностью — он угодил в мир, не подчиняющийся привычным законам. В этом таинственном пространстве, до краев наполненном страданиями, напрочь отсутствовали запреты. Расползающаяся во все стороны тьма устроила революцию и возвестила о воцарении вседозволенности.

«[...] однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя — и что бы там впереди ее ни ждало — смерть или новая жизнь, — всему она шлет свой восторженный привет»
— Иван Тургенев, «Вешние воды»

Если прошлые злоключения Алана Уэйка были прямолинейным хоррором в духе Стивена Кинга, то на этот раз они обратились мультижанровым коктейлем. Теперь параллельно разворачивались две самостоятельных, но не способных существовать друг без друга истории. Первая представляла собой мрачный детектив — с оккультными убийствами в окрестностях странного захолустья.

В свою очередь хоррор остался на месте, но изменил свою суть. Если ранее он просто задавал тон происходящему, то в «Alan Wake 2» кошмар превратился в полноценного героя, немногословного и изъясняющегося загадками. Тем не менее в его тарабарщине скрыты понятные идеи. В этом смысле продолжение истории Алана Уэйка больше походит на картины Дэвида Линча, который обличает в пугающую и замысловатую форму вполне обыденные переживания.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

Хотя от мультижанровости и веет свежестью, она не была самоцелью, а выступила лишь инструментом в руках Сами Ярви. Он не просто наслоил хоррор на детектив и смешал ужас с дедукцией, но сам стал частью вымышленной вселенной. В определенном смысле Алан Уэйк больше не является главным героем собственной истории, так как границы его реальности окончательно размылись.

Благодаря этому вслед за Сами Ярви в повествование вклинились герои его прошлых историй. Окончательно выяснилось, что Алекс Кейси и Макс Пейн — это, по сути, один и тот же человек. Подвох в том, что Алан Уэйк прославился романами о детективе Алексе Кейси, который теперь — внешне не отличимый от самого Сами Ярви — приехал в Брайт-Фолс, чтобы помочь Алану Уэйку.

И это только самое очевидное смешение реальности и вселенных, придуманных Сами Ярви. В «Alan Wake 2» он постоянно ссылается на свои произведения, деконструирует их героев и наполняет новым смыслом. В этом мире, в котором ничто не ускользает от пристального внимания Федерального Бюро Контроля, нет устоявшихся догм — в нем возможно все и ничего одновременно.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

Подобными перестановками в собственном творчестве, граничащими с его осознанным низложением, Сами Ярви будто размышляет на тему художественной вседозволенности. Искусство, с виду полное ограничений, в действительности не имеет границ. Оно подобно бушующему океану — способному менять свою суть как с течением времени, так и в зависимости от того, кто опустить в него свои руки.

По размаху подхода и родству ранее несвязанных между собой идей «Alan Wake 2» стал для видеоигрового повествования примерно тем же, чем был «Улисс» Джеймса Джойса для литературы. Они не уничтожили привычной парадигмы, но заложенным в них модернизме продемонстрировали иной путь, в котором нет ни забронзовевших идолов, ни устоявшихся законов.


Сами Ярви охотно откликнулся на тревожный скрежет и встал из-за стола — он потянулся до хруста костей, заварил кофе и, ухмыльнувшись, выглянул в окно. Бушующий за ним океан покрыли сотни водоворотов, которые, пусть и напоминали петли, на самом деле были спиралями. И в каждой таилась история — полная мрака и отчаяния, но вопреки всему стремящаяся к свету.

PS. Если понравился текст — ищите нас в Telegram.

Либо заглядывайте на сайт, там уже можно почитать об «Оппенгеймере» Кристофера Нолана, в котором великий ученый, едва не погубивший мир, предстает средоточием противоречий.

Обзор хоррора «Alan Wake 2» Рецензия, Alan Wake 2, Remedy, Видео, YouTube, Длиннопост

Лига Геймеров

44.8K постов89K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я скажу короче: претенциозное кинцо с унылым геймплеем и показательной повесточкой. Кроме атмосферы и визуала игра ничем не цепляет. Эпатаж ради эпатажа, "Русы против ящеров" на максималках, только без самоиронии.


Такое может разве что впечатлительным подросткам зайти, которые в жизни хороших книг, фильмов и игр не видали.

раскрыть ветку (12)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал, наверное, несколько сотен книг, если не больше; пересмотрел тысячи фильмов, включая самородки индустрии из многочисленных Топ-100; играю уже почти 30 лет, начинал с Денди и сейчас активный пользователь приставки и ПК. Мне «зашло». Геймплей начал душить только в последних двух главах за Сагу и Алана. Еще было тошно от бектрекинга (сука, Алан! ну мог же написать про «внезапные» перемещения!). В остальном игру считаю произведением искусства, настоящим вот, прям как те самые книги, картины и кинофильмы, коими являются. Такие игры редки, и потом становятся настоящими культовыми вещами, пускай и «не для всех». Мальчик, 30 лет.

Простите, а о какой прям уж показательной повесточке речь?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сэм Лэйк и ко заигрались в Кодзимовщину и артхаус: не, структура повествования там - моё почтение, прям оргазм литературоведа, жаль только сюжета там на две страницы, а всё остальное забито графоманией уровня романов для девочек-подростков чтобы тупо растянуть хронометраж, практически в полном отрыве от геймплея и элементарной логики. Есть удачные и забавные моменты, но от того лишь больше бросается в глаза то, какую неоднородную мешанину из себя представляет сценарий. Всё остальное время создаётся впечатление, что тебя держат за дурака, поливая высокопарными пассажами.


А про повесточку вот:

#comment_292087551

1
Автор поста оценил этот комментарий

Почти 30 играю, тьфу. А с возрастом наврал.

3
Автор поста оценил этот комментарий

А я наоборот считаю, что для людей с большим кругозором - это выдающаяся с точки зрения нарратива игра.

Хотя с проблемами с геймплеем согласен.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
В "Алане" всегда были проблемы с геймплеем. Это игра про историю, а не про геймплей.
Автор поста оценил этот комментарий

С точки зрения структуры - соглашусь, с точки зрения качества - нет.


#comment_292088334

1
Автор поста оценил этот комментарий

Повестка в чем там? В том что Сага - сникерс? Ну так у нее батя тоже шоколадный батончик. Что у нее есть способности? Так у нее родственники буквально ебейшие сущности с большими яйцами поэтому она унаследовала какие-никакие скилы от них.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Повесточка в том, что в игре про Алана Вейка нам подсовывают в качестве протагониста очередную разнообразную Мэри Сью - она чёрная, сильная, независимая, безупречная, всё знает, всё умеет, всегда поступает правильно, все вокруг неё некомпетентны. Но почему-то при всех её сверхспособностях она то в упор не видит очевидных вещей, то с потолка берёт то, чего в принципе знать не может, даже с учётом тех самых способностей. А Алан превратился в мальчика для бритья где-то на задворках игры, сегменты за него особенно унылы, даже с боссами подраться не дают. По той же схеме в своё время запихнули Риву в сериал про Оби-Вана. По той же схеме сейчас вытесняют Питера Паркера из Человека-Паука.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Она агент ФБР, было бы странно, будь она не сильная и не независимая. И черная, да. Больше про повестку ничего не увидел, но если это - уже считается повесткой, то пиздец наступил. Абсолютно ничего не поменялось бы, будь она белой. Так же нам показали, что Сага типичный человек с типичными бытовыми проблемами, в семье, в личной жизни.

Ну и все загадочные особенности персонажа и ее поведение обусловлены тем, что Алан Вейк - типичный графоман, который пишет хуйню в большинстве своем, отсюда и все вытекающие с логикой ее действий и принятых решений.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Это не считается повесточкой, это она и есть - просто до нас она пока докатилась лишь через западные развлечения и не влияет на другие сферы жизни. И ты прав - будь она белой, ничего бы не изменилось, она так же осталось бы Мэри Сью, введённой с целью набрать побольше очков DEI.


Эта тенденция особенно наблюдается в продуктах по узнаваемым франшизам - там либо "перезапускают" любимых персонажей, меня им расу, пол и ориентацию, либо вводят новых "разнообразных" персонажей, которые во всём превосходят старых, и затем старых сливают. Помнишь Рей Палпатин?


Исторический ревизионизм тоже в полный рост идёт - уже даже в документалках не стесняются расу реальных.прототипов менять, а в исторических драмах это уже давно норма. Недавно вон в сериале про то, как трое адвокатов боролись против фармы во время опиойдного кризиса в 90х, этих двух белых мужиков и девушку заменили на чёрную толстую бабищу. Ачотакова, да? Только мне почему-то кажется, что в обратную сторону стрелочка не повернётся и Криса Хэмсворта в роли Мухаммеда Али мы не увидим.


Уже даже в США не хватает "толерантности" на эту дичь, и фильмы проваливаются один за другим - потому что если в фильме есть признаки повесточки (например, та же СЖП - сильный женский персонаж/SFL - strong female lead), то в 99% в произведении будет политизированная писанина отвратительного качества. Там идёт полноценная культурная война, люди устали, что за их же деньги активисты из корпораций на зарплате у BlackRock продвигают им "правильные ценности" вместо развлечений. Единственный успешный фильм Дисней за этот год - "Стражи Галактики 3", а вот "ЧМиО: Квантомания", "Русалочка", "Капитан Марвел 2", "Индиана Джонс 5" провалились, "Белоснежку" перенесли на неопределённый срок, рейтинги "Женщины Халка", третьего сезона "Мандалорца" и "Асоки" скребут дно - угадай, что у них у всех общего?


Как говорится, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят - можно сколько угодно не замечать проблему, но она есть и пока не собирается исчезать.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Дружище, ну ты прям все в кучу насобирал.

По поводу AW2 и Саги, расставим точки. Да, она Мэри Сью, но:

- Мэри Сью не равно повестка, ибо я тебе могу привести в пример кучу белых Марти Сью от мушкетеров до Гарри Поттера и Бонда; 

- Сага является Мэри Сью, потому что так задумал Алан Вейк. В жизни Сага- разведенка с прицепом, причем, от которой ушел хороший муж, а не она хорошая мать. Антиповестка.

- белая она или черная - мне без разницы, 90% игравших, думаю, тоже над этим не задумывались.


По остальному - в принципе, согласен с тобой, вот только фильмы Марвел и Дисней проваливаются не только потому, что в них много повестки, но и потому что у них дерьмовые сценарии, дерьмовые спецэффекты, а еще - ремейки всех заебали, как и реинкарнации давно забытых франшиз.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Люди устали не от супергероики и ремейков, и даже не от дерьмовых спецэффектов, а от хреновой писанины, которая идёт рука об руку с повесточкой. На западе даже выражение есть:"go woke - go broke" (ударился в повесточку - остался без доходов), относящееся не только к кино и играм, а ко всем сферам жизни. Почему так? Потому что есть такая вещь, как ESG (экологические, социальные и управленческие политики) и её составная часть DEI (разнообразие, равенство, инклюзивность), согласно которым оценивается инвестиционный рейтинг и компаний, и инвесторов.


Казалось бы, что тут такого, звучит-то неплохо, вот только фактически это позволяет крупнейшим инвестиционным фондам BlackRock и Vanguard, имеющим на своём счету 20 триллионов баксов (не капитализации, а живых денег) и владеющим крупными долями практически во всех мировых компаниях, навязывать определённую линию поведения компаниям (это даже не конспиролгия - Лоренс Финк, главарь конгломерата, это прямым текстом на интервью заявлял).


Отсюда растут ноги у всех дебильных квот, зелёных, чёрных, радужных телодвижений - потому что чем больше компания советует этим принципам, тем больше в неё течёт денег от инвесторов. И соответствовать должны не только продукты компании, но и сами компании - теперь отбирают не умных и компетентных, а разнообразных и верных. Само собой, когда калифорнийскую выпускницу по гендерным проблемам, не видавшую мир за пределами Старбакса, просят написать интересную историю и персонажей, ещё и в рамках "правильных" идей, то ничего хорошего из этого выйти не может. Активисты проникли во все этапы производственных и бизнес процессов, оставшиеся компетентные сотрудники чихнуть боятся, потому что отменят и уволят на раз два.


Зачем BlackRock так делает? Ну, кто ж знает, наверное из принципа "разделяй и властвуй" - шизойдами проще управлять и продавливать через них интересы своих партнёров и себя любимого, а народу будет сложнее сопротивляться, пока он занят борьбой между непремиримыми группами внутри себя. Из очевидных последствий - бунты БЛМ, последующие сокращение финансирование полиции и декриминализация мелких преступлений позволили превратить огромные районы городов в неблагополучные и за бесценок закупиться землёй и недвижкой; лоббирование "зелёной" энергетики и поддержка экотерроризма позволили убрать ненужных конкурентов и открыть новые рынки для себя; радужная движуха позволила подорвать психическую стабильность населения - люди, которым с детства внушают, что они не обязательно те, кем родились, но могут стать теми, кем захотят, часто не выдерживают этого давления и становятся либо пожизненными пациентами психологов и психиатров, либо идут под нож и до конца жизни пьют гормоны (причём такие опции уже в соцстраховку включили, присосав фарму к кранику с налогами людей) и/или всё равно ходят к мозгоправам. Это я только самые явные вещи назвал - перечислять все выгоды можно долго. Но это и не важно - процесс давно идёт и его не остановить, даже замес с нашими южными соседями тоже сильно связан с деятельностью этой прекрасной компании и причастных.


Иронично здесь то, что сами компании здесь становятся заложниками ситуации - эта политика уже приносит им многомиллионные убытки, потому что, как выяснилось, те, кто осуждает продукты за сексизм, расизм и прочие измы, требуя делать их более толерантными и инклюзивными, зачастую сами этими продукты не покупали и не собираются, зато старая целевая аудитория от такого скотского отношения просто делает ручкой. Это происходит с играми, это происходит с фильмами, это происходит с потребительскими продуктами. И многие компании даже несмотря на это уже не могут остановиться, потому что даже при гипотетической попытке взбрыкнуть, инвестиции пересохнут сразу, а вернуть старую аудиторию и доход быстро не получится, и не у всех есть средства дожить до этого момента.


Так что света в конце тоннеля, несмотря на рост сознательности граждан, пока не видно - основная надежда на мелкие и частные компании, которые пока не успели вступить в это дерьмо, и на которые нет легальных рычагов воздействия через продажных чиновников.


Думаю, на этом пока остановлюсь пока - хотел коротко ответить, но Остапа понесло) Короче, рыба гниёт с головы - падение качества продуктов крупных компаний на глобальном западе сегодня по большей является прямым следствием проведения конкретных социальных политик. 🤷 


P.S. если что, это не значит что в России теперь всё станет хорошо - у нас, к сожалению, своего колорита хватает...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку