Еврейские археологи: в истории евреев и Израиля не было библейского периода...


После 70 лет кропотливых раскопок в Земле Израиля археологи приходят к пугающему выводу: здесь никогда не было вещей. Деяния предков - народные предания, мы не спустились в Египет и не поднялись оттуда, мы не завоевали землю и нет и следа империи Давида и Соломона.

Еврейские археологи: в истории евреев и Израиля не было библейского периода... Археология, Древние артефакты, История (наука), Израиль, Шок, Длиннопост

Профессор Зеев Херцог

Не только граждане Израиля и представители еврейского народа, вполне вероятно, что многие жители всего мира будут потрясены, прочитав факты, которые давно известны археологам, раскапывающим Землю Израиля. В последние двадцать лет произошла настоящая революция в отношении израильских учёных к Библии как историческому источнику. Большинство из тех, кто занимается научными дискуссиями в области Библии, археологии и истории народа Израиля, кто до сих пор искал доказательства истинности библейских историй, теперь согласны с тем, что этапы формирования народа Израиля были совершенно иными, чем описанные в ней.

Трудно с этим согласиться, но исследователям сегодня ясно, что народ Израиля не остался в Египте, не скитался по пустыне, не завоевал землю в военном походе и не распределил ее по двенадцати коленам. Израиля. Еще труднее осознать тот факт, что объединенное царство Давида и Соломона, описанное в Библии как региональная держава, было в лучшем случае небольшим племенным царством. Вдобавок к этому дискомфорт ожидает каждого, кому придется жить с осознанием того, что у Иеговы, Бога Израиля, была супруга и что древняя израильская религия приняла монотеизм только в конце царского периода, а не на горе. Синай.

Как представитель еврейского народа и ученик библейской школы, я осознаю масштабы разочарования, возникающего из-за разрыва между ожиданиями доказательства Библии как исторического источника и фактами, обнаруженными на местах. Это признание я испытываю «из первых рук» и прежде всего проверяю, критикую и корректирую свои предыдущие интерпретации и выводы, а также критику и реинтерпретацию работ моих коллег.

Я намерен кратко представить вам краткую историю археологии Земли Израиля, подчеркнуть этапы кризиса и революции, происходившие в последнее десятилетие, и, наконец, я попытаюсь выяснить, почему факты, которые возникающие, не проникают в сознание широких слоев населения.

Археология мобилизует

Археология Земли Израиля как наука развивалась на относительно позднем этапе, в конце 19 - начале 20 веков.Имперские цивилизации Египта, Месопотамии, Греции и Рима были первым археологическим направлением для исследователей, ищущих впечатляющие свидетельства прошлого, обычно на службе у великих музеев Лондона, Парижа и Берлина. Этот этап фактически обошел стороной маленькую Землю Израиля, которая также была географически разнообразной и фрагментированной. На этой земле не было условий для развития обширного царства, и в любом случае здесь нельзя было построить такие экспонаты, как египетские храмы или месопотамские дворцы.

Главный стимул археологических исследований в Израиле был религиозным и возник из-за близости страны к Священному Писанию. Школа библейской критики, процветавшая в Германии со второй половины XIX в., ставила под сомнение историчность библейских сюжетов и утверждала, что библейская историография была сформулирована, а во многом также «изобретена» во время вавилонского изгнания. Библеисты, особенно немцы, утверждали, что история народа Израиля как последовательность событий, начиная со дней Авраама, Исаака и Иакова, через приход в Египет, рабство, Исход и заканчивая завоеванием земля и расселение колен Израилевых — не что иное, как поздние реконструкции прошлого, цель которых теологическая.

Только археология могла опровергнуть эту теорию, и она понеслась. Первыми землекопами в Иерихоне и Наблусе были ученые-библеисты, которые в начале века искали остатки библейских городов. Исследования получили большой импульс с прибытием Уильяма Фоксвелла Олбрайта, исследователя Земли Израиля и Древнего Ближнего Востока. Олбрайт, американец, сын священника чилийского происхождения, начал работать в Земле Израиля в начале 1920-х годов, и его заявленный подход гласил, что археология является основным научным средством опровержения критических утверждений об историчности библейских историй. преимущественно школы Вальхаузена.

Олбрайт считала, что Библия — исторический документ, который хотя и прошел несколько стадий редактирования, но в основном отражает древнюю действительность. Он был убежден, что если древние останки будут обнаружены на Земле Израиля, они станут недвусмысленным доказательством исторической правды событий, касающихся народа Израиля на его земле.

Библейская археология, развивавшаяся благодаря Олбрайту и его ученикам, привела к обширным раскопкам в важных библейских местах: Мегиддо, Лахис, Гезер, Наблус, Иерихон, Иерусалим, Ай, Гаваон, Бейт-Шеан, Бейт-Шемеш, Хацор, Таанах. , и более.

Ядин странствует по библейским землям

В 1950-е, 1960-е и 1970-е годы археология процветала в рамках библейской школы, без колебаний и без обсуждения теоретических вопросов. Дорога была асфальтированная и чистая: каждая обнаруженная находка вносила свой вклад в выстраивание общей картины. Основные книги по археологии всегда были связаны с Библией или «Святой Землей»: Игаль Йедин написал «Теорию войны в библейских землях», Йоханан Ахарони — «Атлас Карта библейского периода» и другие. .

Археология Земли Израиля выполнила свою миссию: создала гармоничную картину прошлого, основанную на сопоставлении литературных источников с археологическими находками на местах. Исследователи специализировались на отдельных аспектах находки, таких как керамика, оружие, письменные документы, архитектура, предметы искусства и т. д., и представили типологическую последовательность, впечатляющую своей детализацией и достоверностью. Мы часто заявляли, что лучше различаем керамику 11-го века и 10-го века до нашей эры, гораздо лучше, чем мы можем различить керамику 10-го и 11-го веков нашей эры!

Параллели между археологией и историей Египта, такие как упоминание о путешествии в Израиль в Библии и египетских рельефах, позволили установить израильскую хронологию. Короче говоря, картина-пазл сложилась.

Археологи, с энтузиазмом воспринявшие библейский подход, выявили «библейский период», который приобрел обширное значение, выходящее за рамки его хронологических рамок, а вводные книги также включали главы, посвященные предыстории Земли Израиля в периоды, которые на сотни предшествовали библейскому периоду. тысяч лет.

И так, мы исследовали и описывали и преподавали период патриархов (а также «укрепления хаксов»), устройство могучих ханаанских городов и их разрушение израильтянами при завоевании земель, границ поместья колен Израилевых, поселения, для которых были характерны «поселенческие ямы» и поселения «кувшины», «
Шаари Соломон» в Хацоре, Мегиддо и Гезере, «конюшни Соломона» (или Ахава), «копи Соломона» в Тимна, и есть даже такие, которые увеличили (и продолжают увеличивать) объемы деятельности и нашли гору Синай на горе Каркум в Негеве или жертвенник Иеошуа на горе Эвал.

Изображение головоломки размывается

Постепенно на снимке стали появляться трещины. Парадоксально, но возникла ситуация, когда многочисленные открытия начали подрывать историческую достоверность библейского повествования, вместо того, чтобы укреплять его. Кризисная фаза началась. Это этап, на котором теории не могут разрешить растущее число аномалий, объяснения становятся громоздкими и неизящными, а картина головоломки становится размытой, и становится ясно, что ее невозможно завершить. Приведу несколько примеров разрушения гармонического образа.

Период предков: исследователи с трудом пришли к единому мнению, какой археологический период соответствует периоду предков. Когда жили Авраам, Исаак и Иаков? Когда была куплена пещера Махпела и использована для захоронения отцов и матерей? Согласно библейской хронологии, Соломон построил храм через 480 лет после исхода из Египта (3 Царств 6:1).Но к этому нужно добавить 430 лет пребывания в Египте (Исход 12:40) и чрезвычайную продолжительность жизни предков. и получена дата переселения Авраама в Ханаан — XXI век до нашей эры.

В ходе раскопок не обнаружено никаких свидетельств, которые могли бы подтвердить такую хронологию. В начале 1960-х годов Олбрайт выступала за право признать период странствий Авраама промежуточным бронзовым веком (22-20 вв. до н. э.), однако Бенджамин Мазар, отец израильского направления библейской археологии, предложил выделить историческая подоплека периода патриархов, тысячу лет спустя, в 11 веке до нашей эры, т.е. уже в «период расселения».
Другие отрицали историчность этих историй и видели в них легенды о предках, рассказанные в Иудейском царстве. В любом случае консенсус начал пошатываться.

Исход из Египта, странствования по пустыне и горе Синай: во многих известных нам египетских документах не упоминается ни о пребывании израильтян в Египте, ни о событии исхода. Во многих документах упоминается практика пастухов-кочевников (так называемых шасо), которые проникали в Египет во времена засухи и голода и селились на окраине дельты Нила, но это не было единичным событием: такие события происходили с интервалами в течение тысячелетий. лет и не были необычным явлением (профессор Авраам Мальмет, один из последних, кто поддерживает историчность библейского описания, расширил библейский текст «Шелах в Ами» до «Отпусти мой народ идти, идти и идти», что означает: «Отпусти мой народ, иди, и иди».

Поколения исследователей пытались определить местонахождение горы Синай и стоянок колен Израилевых в пустыне. Несмотря на напряженные исследования, не было обнаружено ни одного места, которое могло бы соответствовать библейской картине.

Сила традиции и сегодня мотивирует исследователей «открыть» гору Синай в северном Хиджазе или, как я уже упоминал, гору Карчум в Негеве. Эти важные события в истории Израиля не подтверждены никакими документами, помимо Библии, или археологическими находками. Большинство историков сегодня сходятся во мнении, что в лучшем случае пребывание в Египте и выезд из него были собственностью нескольких семей, а их частная история была расширена и «национализирована» для нужд богословской идеологии.

Завоевание земли: одним из формообразующих элементов народа Израиля в библейской историографии является история завоевания земли из рук хананеев. И здесь самые серьезные трудности обнаружились именно в попытках найти археологические доказательства библейских рассказов о завоевании этой земли израильтянами.

Неоднократные раскопки, проводившиеся различными экспедициями в Иерихоне и Бэе — двух городах, завоевание которых наиболее подробно описано в книге Иисуса Навина, — принесли горькое разочарование. Несмотря на усилия археологов, выяснилось, что в конце XIII века, в конце позднего бронзового века, в период, согласованный как период оккупации, в двух курганах и вовсе не было городов. конечно, не было стен, которые можно было бы снести.

Библеисты уже много лет назад предлагали рассматривать эти истории о завоеваниях как легенды и не более того, но по мере того, как число обнаруженных мест увеличивалось и становилось ясно, что поселения были разрушены или заброшены в разные периоды времени, вывод стал более убедительным. не является фактической основой библейской истории о завоевании Земли Израиля племенами Израиля в ходе военной кампании под руководством Иисуса Навина.

Ханаанские города: Библия превозносит силу и укрепления ханаанских городов, которые были завоеваны израильтянами: «Города выросли и укрепились на небесах» (Второзаконие 9:1). Немного дворцов правителя, а не настоящий город. Культура в Земле Израиля в позднем бронзовом веке распалась в процессе, который длился сотни лет и не был результатом военной оккупации.Более того, библейское описание не знает геополитической реальности на этой земле.Земля Израиля была подчинена Египтяне управляли своей властью из административных центров, основанных в Газе, Яффо и Бейт-Шане. Египетские артефакты были также обнаружены во многих поселениях по обе стороны Иордана. Такое заметное присутствие не вообще упоминается в библейском описании, и понятно, что оно не было известно автору описания и его редакторам. Так кто мы?

Археологическая находка явно противоречит библейской картине: города Ханаана не были могучими и не укрепленными, а их глава не находилась на небе. Героизм завоевателей, немногие против многих и спасение Бога, сражающегося за Свой народ, представляют собой теологическую реконструкцию, не имеющую фактической основы.

Происхождение израильтян: совокупность выводов предыдущих глав, касающихся этапов формирования народа Израиля, вызвала дискуссию по фундаментальному вопросу - идентичности народа Израиля. Если нет никаких свидетельств исхода из Египта, путешествия по пустыне и если история военного захвата городов в пустыне опровергнута археологией, то кто же были эти израильтяне?

Археологическая находка подтвердила важный факт: в начале железного века, на этапе, связанном с «периодом расселения», в центральном горном районе Земли Израиля были основаны сотни небольших поселений, где земледельцы обрабатывали землю. почва и выращенные овцы. Если они пришли не из Египта, то откуда пришли эти поселенцы?

Мне кажется, сегодня больше нет сторонников библейской модели «военной оккупации» (последним был Игаль Йедин). Некоторые исследователи до сих пор придерживаются мнения, что израильтяне были кочевниками, пришедшими из-за Иордана и поселившимися «в тихом поселении» в горных районах страны (модель, разработанная немецкими исследователями Альбрехтом Альтом и Мартином Нотом и принятая Биньямином Мазаром и Йоханан Ахарони).

Два американских исследователя, Джордж Менденхолл и Норман Готвальд, разработали «социологическую теорию», согласно которой новые поселенцы — хананеи, жители деревень прибрежной зоны, положившие конец тираническому правлению своих королей. Крестьяне восстали, оставив городские королевства в долинах и поселившись в горной местности, ранее не заселенной.

Исраэль Финкельштейн предлагал видеть в поселенцах пастырей-пастухов, кочевавших по горной местности на протяжении всего позднего бронзового века (их кладбища были обнаружены без поселений). Согласно его реконструкции, в эпоху поздней бронзы пастухи вели обменное хозяйство мяса на зерно с жителями долин. С распадом городской и сельскохозяйственной системы в долинах кочевникам пришлось самим производить зерно и, следовательно, стимулировать свое поселение.

Соединенное королевство и статус Иерусалима: археология также стала поворотным моментом в реконструкции реальности в период времени, известный как «период объединенного царства» Давида и Соломона. Этот период описан в Библии как пик политической, военной и экономической независимости народа Израиля в древние времена; После завоеваний Давида империя Давида и Соломона простиралась от реки Евфрат до Газы («Ибо она была разрушена по всем сторонам реки, от Песаха до Газы, у всех царей за рекой» Царств 1:5-4). археологические находки во многих местах показали, что строительные работы, приписываемые Библии, для этого периода были недостаточными по силе и масштабу.Три города, Асор, Мегиддо и Гезер, которые упоминаются среди строительных проектов Соломона, были тщательно раскопаны в соответствующих местах. слоев.Асор был укреплен только на половине площади верхнего города, на площади всего 30 дунамов (из общей площади в 700 дунамов, заселенных в эпоху бронзы);Гезер, по-видимому, имел только цитадель, окруженная замыкающей стеной (стена, построенная из двух стен с пространством между ними, которая возводилась вместо сплошной стены во времена нехватки ресурсов) на ограниченной территории и говорилось, что она не была укреплена стена вообще.

Маленький Иерусалим

Картина становится еще более сложной в свете результатов раскопок в Иерусалиме, столице Соединенного Королевства. За последние 150 лет были раскопаны большие части города. В ходе раскопок были обнаружены впечатляющие останки эпохи средней бронзы и второго железного века (времен Иудейского царства). Со времен Соединенного Королевства (также согласно согласованной хронологии) никаких остатков построек обнаружено не было, а обнаружено лишь несколько керамических изделий. В свете сохранности останков более раннего и позднего периодов становится ясно, что Иерусалим во времена Давида и Соломона был небольшим городом, возможно, в нем была небольшая царская цитадель, но в любом случае он не был столицей империя, описанная в книгах Библии. Авторы библейского описания знали Иерусалим в восьмом веке до нашей эры, по его стенам и богатым руинам, которые были раскопаны в различных частях города, и отнесли его более поздний образ ко временам Соединенного Королевства. Иерусалим получил свое центральное положение после разрушения Самарии, своего северного соперника, в 722 г. до н. э.

Таким образом, археологическая находка хорошо согласуется с выводами критически настроенных библеистов. Давид и Соломон были правителями племенных царств, ослаблявших небольшие территории: первый в Хевроне, второй в Иерусалиме. В это же время на горе Самарии стало организовываться отдельное царство, что отражено в рассказах о царстве Саула. Израиль и Иуда с самого начала были двумя отдельными, независимыми и часто соперничающими царствами. Следовательно, Великое Соединенное Королевство — это воображаемый историософский труд, составленный самое раннее в конце времен Иудейского царства. Возможно, решающим доказательством этого является тот факт, что мы не знаем названия этого королевства.

Наряду с историко-политическими исследованиями возникают сомнения и в достоверности данных о вере и богослужении. Теории о позднем принятии единобожия в царствах Израиля и Иудеи были подкреплены открытием древнееврейских надписей, в которых упоминается пара богов: Яхве и его слуга.
В двух местах — Кунтилат Айрод на юге гор Негев и Бахар-эль-Кум на иудейских равнинах — были обнаружены надписи на иврите, в которых упоминаются «Яхве и Ашрата», «Яхве Шемран и Ашрата», «Яхве Таман и Ашрата». Авторы признают пару богов: Яхве и его супругу Ашеру, и благословляют именем пары богов. Надписи относятся к VIII веку до нашей эры и подтверждают предположение, что монотеизм, как государственная религия, является не чем иным, как нововведением последних дней Иудейского царства, после разрушения Израильского царства.

Угроза справа

В конце ХХ века археология Земли Израиля завершает процесс перехода к научной независимости. Он готов сопоставить результаты библейских исследований и древней истории как эквивалентной дисциплины. Но в то же время существует удивительный феномен игнорирования со стороны израильского общества. Многие из упомянутых выше открытий были признаны и известны на протяжении десятилетий. В профессиональной литературе в области археологии, Библии и истории народа Израиля они часто обсуждаются в десятках книг и сотнях статей. Даже если не все исследователи принимают все утверждения, высказанные в приведенных мной примерах, большинство исследователей принимают их суть.

И все же эти революционные взгляды не проникают в общественное сознание. Около года назад мой коллега, историк профессор Надав Нааман, опубликовал в приложении «Культура и литература» к газете «Гаарец» статью под заголовком «Уберите Библию из еврейского книжного шкафа», а пороги не сдвинулись.

Библейская историография была одним из краеугольных камней в построении национальной идентичности еврейского израильского общества. Светское население Израиля, отвергавшее галахические основы иудаизма, основанные на Талмуде, всем сердцем приняло Библию. Библейская историография, выраженная в Торе и книгах Иисуса Навина, Судей, Царей и Паралипоменон, которые сложились как идейно-теологический труд, стала основой культуры светского Израиля. Укрепление привязанности к земле и ее ландшафту было направлено в археологию, которая стала «национальным хобби» и обнаружила останки предков и царей народа Израиля.

Библейская последовательность цепочки поколений от Авраама через Моисея и Соломона до разрушения Первого Храма является краеугольным камнем в изучении истории и Библии и заложена в изучение литературы и знаний о земле в начальных школах. Главные израильские праздники — Песах, Шавуот и Суккот, отмечаемые на национальном уровне с дошкольного возраста, заложены в библейском описании событий исхода из Египта, странствий по пустыне и дарования Торы на горе Синай. В течение многих лет, задолго до начала дебатов о «полной Земле Израиля», Библия и археология служили основой для укрепления отношений с этой землей и основой чувства собственности на нее.

Оспаривание достоверности библейских описаний рассматривается как вызов «нашему историческому праву на землю» и деконструкция мифа о народе, обновляющем древнее Израильское царство. Эти символические основы являются настолько важным элементом в построении израильской идентичности, что любая попытка поставить под сомнение их истинность встречает враждебность или игнорирование.

Интересно отметить, что такая тенденция в светском израильском обществе идет рука об руку с мышлением образованных христианских групп. В своих лекциях за границей перед сообществами христианских энтузиастов Библии я чувствовал аналогичную враждебность: в данном случае наносится ущерб основам их религиозной фундаменталистской веры.

Получается, что израильское общество отчасти созрело для признания несправедливости, причиненной арабским жителям страны, готово принять равные права женщин в обществе, но недостаточно сильно, чтобы принять археологические факты, развеивающие библейский миф. В заключение отметим, что «Израиль» упоминается как племя (без территории) в единственной египетской надписи времен Марнфата (1208 г. до н. э.), а затем исчезло. Прозвище «Дом Давида» появляется как название царства Худа девятого века в арамейской надписи из Дана и моавитянской надписи из Дивона. Таким образом, историческое существование царств Израиля и Иудеи можно отнести к девятому веку до нашей эры. По отношению к другим народам, связанным с западной культурой, это довольно древний период, и, возможно, это является определенным утешением для тех, кто в нем нуждается.

Профессор Зеев Херцог преподает на факультете археологии и древних ближневосточных культур Тель-Авивского университета. Участвовал в раскопках Хацора и Мегиддо вместе с Игалем Йедином и в раскопках в Тель-Араде и Тель-Беэр-Шеве с Йохананом Ахарони. Руководил раскопками в Тель-Михале и Тель-Гризе, а недавно начал раскопки в Тель-Яффо.
Он опубликовал книги о городских воротах в Земле Израиля и ее соседях, о раскопках Тель-Беэр-Шевы, раскопках Тель-Михала, а также сводную книгу по археологии города.

Перевод с иврита, ссылка на статью.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий

Палестины тогда тоже не было, был Британский мандат, а до этого Османская империя

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Османская империя была всего 4 века. А до неё были другие. Если прям сильно интересно, то начиная с 7.10 у Дмитрия Никотина на рутубе выходят очень интересные и познавательные ролики про палестино-израильский замес. И не только.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку