Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино)

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Прикосновение - это уникальный в своём роде фильм , и уникален он не дешевизной производства или техническими ограничениями , а в первую очередь временем в которое вышел . В 1992 году , уже успел развалиться СССР и на его обломках , успела основаться новая страна - Россия. Пал «Железный занавес» и в страну потоком хлынуло западное кино, но наши режиссеры, актёры и сценаристы ещё не успели нахвататься и потерять собственную идентичность , не превратились в пресловутую «Голивудчину», а сохранили «Советчину» и немного иной взгляд на кино.

Сюжет на первый взгляд прост как три копейки . Молодой следователь по имени Андрей , приезжает на вызов соседки , которая обнаружила труп женщины с перерезанными венами и задушенного подушкой сына.

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Андрей выходит на след знакомого погибшей , он ведает ей , что на суицид ее сподвиг ее отец , скончавшийся почти 12 лет тому назад на работе. Мужчина по имени Николай пожертвовал своей жизнью для спасение других на опасном химическом предприятии. И вот тут фильм из банальщины превращается в нечто нетривиальное, особенно для совсем зачаточного рынка ужасов России. В ленте полностью отсутствуют спецэффекты и компьютерная графика, фильм нагнетает жути за счёт саспенса, при помощи классических «Хичкоковских» приёмов в музыке, игре актёров и операторским решениям, что несомненно круто особенно сейчас. Мне нравится, что лента не пытается паразитировать на американских образах как сейчас это делает тот же фильм Яга или Русалка. Автор придумал нечто своё, самобытное. Устрашающим фактором тут являются не зомби или демоны , как это обычно случается, а бывшие усопшие родственники. Мёртвые пытаются забрать лучших из людей, самых сильных , умных и талантливых и тд. Это напрямую перекликается с православием и фразой « Бог забирает лучших из нас» . Сами усопшие не убивают нужным им людей , но могу убить их детей и довести тем самым родителей до самоубийства . Вся идеология мертвецов раскрываться в этой фразе

"Смерть - естественное состояние человека. Кем вы были до рождения — вы не помните, чем станете после смерти - не знаете. А там целый мир. Лучший мир. Наша жизнь - болезнь. Болезнь жизни - тяжелая болезнь. Вас не удивляет грипп или насморк? Какой смысл? Просто привыкли. Так и жизнь - болезнь. Лишь мертвый человек здоров. Вернее, душа его."

Работа над сценарием началась предположительно в 1980ых , а съёмки начались в 1990 и продолжались до 1992. То есть буквально фильм снимался когда страна была погружена в хаос и тотальный бандитизм.

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Срезом деградации человечности можно зафиксировать из речи следователя Андрея с надгробием:

«Я человек грешный… я нужен вам здесь. Всю свою жизнь я проходил мимо несчастья других… не останавливался… Я… я… по долгу службы убил троих в перестрелке… одного в рукопашной схватке… И потом косвенно участвовал в смерти многих… не знаю скольких, тут вы можете проверить. Я нужен вам здесь. И вот… вот теперь самое главное… Я молодой! Сильный! Жадный! Жестокий! Я вовсе не святой! Мне нужно создать условия… мне необходимы жена… дочь… Смог! Мы всей семьёй станем тупыми! Безжалостными! Сытыми! Готовыми утопить за стоптанный тапочек! Продать и обрадоваться! Идти по головам, по костям, по трупам… самое главное — по трупам!»

Он не пытается , сражаться со злом , как это обычно и бывает в подобных фильмах, не вооружается святой водой, осиновым колом и Библией , а пытается , с ней договорится и идёт на кровавую сделку, с существом которое олицетворяет зло , олицетворяет дьявола и смерть. В своём порыве и откровении, Андрей страшен и мерзок одновременно. Для зрителя на мгновение он уравнивается со злом, даже немного уступая безжизненному портеру. Но является ли отец истинным злом ? Фильм никак об этом не говорит. На заводе , коллеги все сплошь восхищаются покойным отцом, говорят о его отваге и акте самопожертвования.

Евангелие от Иоанна, 15:13: «Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих».

Так может отец и не желает ничего дурного своим родным ? Может он прав ? А может зло использует образ мёртвого отца что бы погубить живых? Фильм об этом не говорит и эта легкая недосказанность является несомненным плюсом картины. Фильму удалось крайне удачно создать мир в котором бок о бок живут живые и мёртвые, создать логику потустороннего мира и грамотно вписать его в сюжет гармонично сплести все это и создать мир в который вериш.

Русская хтонь и тоска , сыпется из фильма , ее можно загребать руками , это задает особый шарм картине , а особенно хорроору.

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Такие всем родные немного, мрачноватые хрущёвки со скрепляющими половицами и дверьми , знакомая водка , родные заснеженные пейзажи - все это очень сильно придаёт эмоций и веры в происходящее. Люди оказались скальпированы от эпохи, не осталось земли под ногами от которой можно оттолкнуться, потому у главной героини фильма и такая каша в голове . Разговоры с портеретом мёртвого отца , захоронение зачем то в саване , наивная вера в предсказания и экстрасенсов перемешивается с желанием обязательно венчаться в храме , но полным нежеланием поминок и обрядов захоронения. Столь молниеносный скепсецизм следователя Андрея, переменившийся в искреннюю веру в потустороннее , вполне можно объяснять неустойчивостью времени. Люди потеряли веру в Бога , потеряли веру в царя и потеряли веру в социализм. Они уже не во, что не верят и способны принять на веру любой бред. Потому в то время и были столь популярны всякие Кашпировские и прочие лгуны, падонки и шарлатаны.

Интересный эффект картине ещё придаёт , плёнка на которую было снято кино, хотя есть более улучшенная версия , я целенаправленно смотрел именно первоисточник. Она синевато грязно серая. Предполагаю мало кто вообще заботился о ее сохранности и потому все вышло именно так. Кто ведь знал , что кино снятое за 3 копейки будет кому то ещё интересно ?

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Визитной карточкой и самой удачной находкой картины является фотография покойного отца . Который созерцает на живых с едва заметной ухмылкой и глубоким взглядом. На долго запоминается. Смотреть это сейчас , когда жанр переполнен дешёвыми скриммерами, графикой и примитивными пугалками, интересно и свежо. Всё-таки творцу всегда необходимы ограничения, всегда нужен пресловутый голод. Режиссёру всегда необходим довольствоваться ограниченными и малыми средствами , изощряясь и находя сильный и эффективный приём или необычный ракурс. Вот почему смотреть современные ужастики и кино в целом бывает очень скучно, они банально зажрались и не пытаются выйти из зоны комфорта.

Фильм «Прикосновение» 1992 года самый необычный ужастик России (Заметки о кино) Рецензия, Обзор, Фильмы, Прикосновение, Портер, Заметки, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Прикосновение это очень самобытный и глубокий фильм , который после просмотра оставляет массу недосказанности и кучу несостыковок , некоторые сцены в нынешнее время смотрятся скорее комично нежели жутко. А с некоторых я прям смеялся . Данная лента говорит нам , что у российского кинематографа был потенциал, и было будущее. Если бы он остался закрытым , если бы не был задушен Глобализацией и рынком . Кино довольно тонко чувствует грань, не падает в мистицизм и не скатывается фарс ,а тонко идёт по краю являясь наверно самым экзистенциальным фильмом страны .

Всё о кино

20.5K постов58.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
81
Автор поста оценил этот комментарий

Жизнь прекрасна и удивительна!

раскрыть ветку (22)
10
Автор поста оценил этот комментарий

И помни! Тебе дан зарок и запрет произносить эту дурацкую присказку " Жизнь прекрасна и удивительна!"

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Даааа

13
Автор поста оценил этот комментарий
Я эту фразу перестала использовать после просмотра фильма. Жаль, хорошая фраза была)
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А я начала)))

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И я начала 👍

1
Автор поста оценил этот комментарий
Безумству храбрых поём мы славу!))
Я если по старой - "дофильмовой" - памяти произнесу эти слова, то сразу содрогаюсь в суеверном ужасе))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Чего минусим? "Безумство храбрых" адресовано той пикабушнице, что начала использовать "запретную фразу" из фильма. А мой суеверный ужас - к самой фразе о том, что жизнь прекрасна и удивительна. Её как вспомнишь - так вздрогнешь))
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и зря )
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ппц. До мурашек..вот оказывается откуда эта фраза..я помню,что ее нельзя произносить

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вы РЕАЛЬНО верите, что ее нельзя произносить?.. 😂

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ахах.. нет конечно,но когда я смотрел этот фильм лет тридцать назад,эта фраза прочно в голове засела. )) Сам фильм забыл,а она сидит

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Фраза из маяковского
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ты умрёшь через 7 дней

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты женишься через 7 дней после похорон, но чьих не скажу
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
😂
Автор поста оценил этот комментарий

ну наконец то 😂

4
Автор поста оценил этот комментарий
Отец у меня эту фразу любил. Меня после нее трясти начинало
1
Автор поста оценил этот комментарий

НееееееТ!

1
Автор поста оценил этот комментарий
удушительна
3
Автор поста оценил этот комментарий
Пожалуйста, нет
Жутчайшая фраза
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да нет в ней ничего жуткого 🤷‍♂️
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку